Каково требование Шариата относительно закалывания жертвенного животного в Курбан айт?

13 август 2018 3565 0
Режим чтения

Разъясните требования шариата относительно закалывания жертвенного животного в Курбан айт, а именно: 1) Кто должен совершать жертвоприношение? 2) Время закалывания жертвенного животного? 3) Какие виды животных закалываются в качестве жертвенного животного? 4) Какие животные не пригодны для закалывания в качестве жертвенного животного? 4) Как закалывается жертвенное животное?


Ответ

Согласно мазхабу ханафитского толка, закалывание жертвенного животного теми, кто в состоянии сделать это, является уаджибом.

Всевышний Аллах приказал:

«Совершай молитву ради твоего Господа и закалывай жертвенное животное» («Аль-Каусар», 108/2) 

Это указание Всевышнего указывает на обязательность закалывания жертвенного животного.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Пусть тот, кто имея возможность, не закалывает жертвенное животное, не приближается к местам, где мы совершаем намазы».

Нет сомнения в том, что такое строгое предупреждение указывает на обязательность закалывания жертвенного животного.

И высказывание нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

«Закалывайте жертвенное животное! Ведь это – сунна вашего предка Ибрахима (мир ему)»

не противоречит общеобязательности закалывания жертвенного животного. Так как выражение «сунна» означает «путь, дорогу». Это прямо указывает на то, что  принесение животного в жертву – путь, дошедший до нас от пророка Ибрахима (мир ему).

 

1) Кто должен совершать жертвоприношение?

Закалывание жертвенного животного является уаджибом при наличии следующих условий:

1. Быть мусульманином;

2. Не быть мусафиром (путником) во время Курбан айта;

3. Обладание, вдобавок к необходимому имуществу, денежными средствами, равными нисабу. Размер нисаба равен 85 граммам золота или же количеству денег, равный указанному весу золота. При этом не обязательно, наподобие требованию выдачи закята, чтобы хозяин нисаба, который вменяет закалывание жертвенного животного, обладал им в течении года.

Искренность намерения при закалывании жетвенного животного – обязательна. Так как, животное можно заколоть, как с целью поклонения, так и с целью употребления его мяса.

 

2) Время закалывания жертвенного животного

Время закалывания жертвенного животного начинается с момента совершения праздничной молитвы (айт намаз), и продолжается вплоть до заката солнца третьего дня Курбан айта, остается немного времени. Человек, по каким-либо уважительным причинам пропустивший айт намаз, может закалывать жертвенное животное по прошествии времени, равному времени совершения айт намаза. От нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были переданы несколько хадисов, касающихся времени закалывания жертвенного животного.

В риуаяте Барра ибн `Азиба (да будет доволен им Аллах) наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: 

«В этот день мы, первым делом, совершим праздничный намаз, затем, вернувшись домой, заколем жертвенное животное. Совершивший это последует за нашей сунной. А закалывание кем-либо жертвенного животного до совершения праздничного намаза, равноценно мясу, данному им своей семье. Это не может быть засчитано, как закалывание жертвенного животного».

В другом хадисе сказано: 

«Пусть тот, кто заколет жертвенное животное до праздничного намаза, заколет другое жертвенное животное».

Все это указывает на то, что животное, заколотое до совершения праздничной молитвы, не может быть засчитано в качестве закалывания жертвенного животного.

 

3) Какие виды животных закалываются в качестве жертвенного животного?

В качестве жертвенного животного можно закалывать лишь овец, коз, коров и верблюдов. Возраст овец и коз должен быть, как минимум, один год, коровы – два года, а верблюда – пять лет. 6-7-ми месячный барашек, по своим размерам, схожий с годовалой овцой годится для закалывания в качестве жертвенного животного. Предпочтительнее закалывать самца овец и коз, а также корову, нежели быка. Нельзя, в качестве жертвенного животного, закалывать таких животных, как косулю, архара, а так же птиц: курицу, петуха, гуся, утку и т.п.

 

4) Какие животные не пригодны для закалывания в качестве жертвенного животного?

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), относительно животных, не пригодных для закалывания в качестве жертвенного животного, сказал: 

«Для закалывания в качестве жертвенного животного не годится животное, слепота которого явна, больное животное, хромое животное (которое не в состоянии передвигаться), а также слишком худое животное» (Тирмизи, Адахи, 5)

Ученые мазхаба ханафитского толка, на основе кияса (сравнения) с данным хадисом, определили следующие недостатки животных, в следствии чего, животное не может быть заколото в качестве жертвенного животного:

- Если животное слепо на один глаз;

- Слабое животное, которое не в состоянии самостоятельно дойти до места закалывания;

- Корноухое животное. То есть, животное, ухо которого отсутствует с рождения. То же самое можно сказать и о животном, которое родилось без хвоста;

- Животное, большая часть зубов которого отсутствует;

- Животное, кончики сосков вымени которого оторваны;

- Животное, рог или же два рога которого сломаны от основания.

Если вышеперечисленные недостатки появились после покупки жертвенного животного или же животное умерло по каким-либо причинам, то следует купить другое животное, подходящее для закалывания в качестве жертвенного. Если же человек, которому не вменяется закалывание жертвенного животного, делает намерение  принести в жертву животное, и после покупки животного в нем обнаружились вышеперечисленные недостатки, то он не обязан покупать или менять его на другое.  Например:  если неимущий человек, которому не вменяется закалывание жертвенного животного,   купил животное с вышеперечисленными недостатками и заколол его в качестве жертвенного животного, его принесение считается действительным. Так как, закалывание жертвенного животного неимущим засчитывается как нафиль (дополнительным). А требования нафиль дополнительного жертвоприношения более мягки.

 

5) Как закалывается жертвенное животное?

Для того, чтобы не доставлять мучений жертвенному животному, следует использовать хорошо наточенный нож. Не следует точить нож перед животным. Так как это является макрухом (нежелательным действием). А не доставлять мучений животному является – сунной. В одном хадисе наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: 

«Закалывайте животное достойно! Пусть тот, кто закалывает животное, хорошо наточит нож».

Голова жертвенного животного должна быть направлена в сторону Киблы. Затем произносится следующая дуа:

{إِنَّ صَلَاتِى وَنُسُكِى وَمَحْيَاىَ وَمَمَاتِى لِلَّهِ رَبِّ ٱلْعَٰلَمِينَ لا شَرِيكَ لَهُ}

«Инна солати уа нусуки уа махйая уа мамати лилляхи Раббил ‘аламин, ля шарика лях»

«Поистине, мой намаз и другие поклонения, моя жизнь и моя смерть принадлежит Аллаху – Господу миров. И нет у него сотоварищей» (Кур`ан, 6/162)

Затем произносится следующий такбир:

{الله أكْبَرُ, الله أكْبَرُ, لا إلَهَ إلاَّ اللهُ وَ اللهُ أكْبَرُ, الله أكْبَرُ وَ لِلَهِ الْحَمْدُ}

«Аллаху акбар, Аллаһу акбар ля иляха иллял-лаху, уАллаху акбар, Аллаху акбар уа лил-ляхил-хамд»

Затем, после произношения слов: «Бисмиллахи, Аллаһу акбар», - жертвенное животное закалывается.

Произношение слов: «Бисмиллахи, Аллаһу акбар»,- лишь хозяином животного недостаточно. То же самое должен сказать и человек, который закалывает животное.

Если эти слова не произносятся намеренно, то мясо животного не годится для употребления.

 Животное должно закалываться с намерением жертвоприношения. Шкура сдирается лишь после того, как животное полностью испустит дух. Отделение головы полуживого животного или же сдирание с него шкуры – макрух.

Максатбек Каиргалиев, устаз Республиканской мечети "Хазрет Султан"

Комментарии Вход