Дозволена ли вакцинация?

19 май 2021 1843 0
Режим чтения

Вопрос: Скажите, интересует вопрос, который сейчас очень актуален - дозволена ли вакцинация в Исламе?


Ответ

Вакцинация – это метод профилактики некоторых инфекционных заболеваний. Осуществляется путем введения в организм человека специальных веществ с антигенными свойствами.  Многие заболевания можно предотвратить с помощью вакцинации.

В Исламе вакцинация не запрещена. Об этом свидетельствует хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): 

«Тот, кто съест семь фиников аджуа утром, в тот день ему не навредит колдовство или яд» (Бухари).

Ученые также считали мустахабом создание тахника для новорожденного. То есть отец или старший (уважаемый человек) смазывал соком финика, которого он прожевал, к нёбу ребенка (Имам ан-Навави, Шарху Сахих Муслим, 14 / 122-123).  По этой причине искусственно укрепляется иммунитет малыша, и организм может противостоять различным болезням.

Ислам обязывает каждого должным образом заботиться о своем здоровье и искать способы предотвращения болезней.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Лечитесь. Нет лекарства лишь от одной болезни, и это – старость» (Ахмад ибн Ханбал).

Этот хадис означает, что есть лекарство от каждой болезни.  Однако ясно, что лучше предотвращать болезнь нежели лечить её.

При вакцинации следует учитывать следующие условия:

1) Вакцинация должна проводиться на законных основаниях и под руководством специалистов. Поскольку это медицинский вопрос, специалисты в этой области должны тщательно изучить его, определить, полезно ли оно или вредно для здоровья человека, и принять окончательное решение о его использовании. Всевышний Аллах говорит в Кyр`ане:

«Если вы не знаете, то спросите обладателей Намопинания» (сура «ан-Нахл», 43).

2) Вакцина не должна содержать вещества, запрещенные шариатом. Потому что шариат не разрешает использовать харам или нечистоты. Тем не менее, можно использовать существующую вакцину, если это необходимо, например, если вакцина не опасна для жизни и нет другой халяльной вакцины. Это потому, что Всевышний Аллах повелел: 

«Не обрекайте себя на гибель» (сура «аль-Бакара», 195).

3) Вакцина не должна наносить вред здоровью человека, усугублять болезнь или вызывать инвалидность. Ислам всегда призывает избегать всего вредного. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не вредите себе и другим» (Ахмад ибн Ханбал). 

Поэтому, если вакцинация вредна для здоровья или вреда в ней больше пользы, следует рассмотреть возможность применения других методов лечения.

 

ХУКМ:

1) Вакцинация для профилактики заболевания - мубах (разрешена). Такая вакцинация должна проводиться с согласия каждого гражданина.

2) Если эпидемия в обществе усиливается, и есть риск заразиться и заразить других, то необходимо сделать прививку от инфекционных (вирусных) заболеваний.

3) В составе вакцины не должно быть харамных веществ и нечистот. Однако, если халяльная вакцина недоступна и требуется вакцинация, можно использовать имеющуюся вакцину под руководством специалиста.

 

Отдел шариата и фетвы ДУМК

Комментарии Вход