Дозволено ли лгать, чтобы скрыть свой грех?

25 декабрь 2020 1637 0
Режим чтения

Вопрос: Дозволено ли лгать, чтобы скрыть свой грех?


Ответ

Ложь – это признак лицемерия, скверное деяние, ведущее ко злу. Шариат запрещает говорить ложь и утверждает, что она ведет к несчастью в обоих мирах.

В хадисе, переданном Ибн Мас'удом (да будет доволен им Аллах) говорится: 

«Нельзя лгать ни в шутку, ни всерьез. Также неправильно, если кто-то из вас  пообещает ребенку что-либо,  а затем не выполнит этого» [1].

А если человек согрешил, он должен искренне покаяться, скрыть это и никому не рассказывать.  Со слов Абу Хурайры передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Все члены моей общины будут избавлены, за исключением заявляющих во всеуслышание (о своих грехах). К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах покрыл его грех, а утром он сам говорит: «О такой-то! Я совершил вот такой грех». И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а на утро сбрасывает покров Аллаха»[2].

Однако, если кто-то спрашивает вас о содеянном грехе, не лгите, но не говорите об этом открыто и не давайте однозначного ответа.  Например, «Ты думаешь,  я пошел бы на такое?», якобы не делал этого или  «Так делают только невежственные», тем самым сказав, что он сделал это по неведению, и раскаивается о содеянном. Также допустимо говорить с подтекстом «Я этого не делал», имея ввиду сегодняшний день. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, уклончивые слова избавляют от лжи» [3].

Имам Навави сказал:

«Нет ничего плохого в использовании намеков, когда это необходимо.  Но использование их нецелесообразно - это макрух, но не харам.  Однако запрещено использовать намеки, если это ведет к посягательству на чьи-либо права или воспрепятствованию истине» [4].

В завершении, грешник должен искренне покаяться и скрыть свой грех от кого-либо.  Если кто-то спрашивает, нет греховного, ответит вышеприведенным способом, дабы избежать лжи.

 

[1] Бухари, аль-Адабу аль-Муфрад, №387

[2] Бухари, №6069.  Муслим, №2990

[3] Бухари, №857

[4] Аль-Азкар, 1/482

 

Отдел шариата и фетвы ДУМК

Комментарии Вход