Животные и жестокость

08 июль 2019 1195 0
Режим чтения

Совсем недавно в наших социальных сетях появилось ужасное видео, на котором был показан искалеченный телёнок. Бедное животное почти не подавало признаков жизни и находилось в плачевном состоянии.

Вероятнее всего, бедный телёнок имел неосторожность забраться в чужой огород или сделать что-то подобное, из-за чего был жестоко избит хозяевами территории. 

Я понимаю, возможно, неразумное животное уничтожило чьи-то посевы, повредило сетку или просто досыта полакомилось плодами с чужого огорода. Но разве можно из-за этого проявлять по отношению к НЕРАЗУМНОМУ животному такую жестокость?

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

بَيْنَمَا رَجُلٌ يَمْشِي بِطَرِيقٍ اشْتَدَّ عَلَيْهِ الْعَطَشُ، فَوَجَدَ بِئْرًا، فَنَزَلَ فِيهَا فَشَرِبَ، ثُمَّ خَرَجَ فَإِذَا كَلْبٌ يَلْهَثُ يَأْكُلُ الثَّرَى مِنَ الْعَطَشِ، فَقَالَ الرَّجُلُ لَقَدْ بَلَغَ هَذَا الْكَلْبَ مِنَ الْعَطَشِ مِثْلُ الَّذِي كَانَ بَلَغَ مِنِّي، فَنَزَلَ الْبِئْرَ فَمَلَأَ خُفَّهُ مَاءً، ثُمَّ أَمْسَكَهُ بِفِيهِ حَتَّى رَقِيَ فَسَقَى الْكَلْبَ فَشَكَرَ اللهُ لَهُ فَغَفَرَ لَهُ قَالُوا: يَا رَسُولَ اللهِ وَإِنَّ لَنَا فِي هَذِهِ الْبَهَائِمِ لَأَجْرًا؟ فَقَالَ: فِي كُلِّ كَبِدٍ رَطْبَةٍ أَجْرٌ

«Как-то одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашёл колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высунувшую язык и евшую от жажды влажную землю. При виде её человек сказал себе: "Эту собаку жажда мучит так же, как мучала она и меня". После этого он снова спустился в колодец, наполнил свой башмак водой, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. Поднявшись же на поверхность, он напоил собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему его грехи». Люди спросили: «О Посланник Аллаха ﷺ, разве нам полагается награда и за животных?» Он сказал: «Награда полагается за каждую влажную печень (всё живое)» (Бухари, 2363; Муслим, 2244; Абу Дауд, 2550; Ибн Хиббан, 544)

Поясняя этот хадис, имам Яхья ибн Шараф ан-Навави пишет:

«Награда полагается за каждую влажную печень», подразумевается, что за проявление добра в отношении всякого живого существа (напоить его, накормить и т.п.) будет дана награда. А обладателем влажной печени живой назван потому, что тело мёртвого высыхает» («Аль-Минхадж шарх Сахих Муслим ибн аль-Хаджадж», 14/241)

Вот как нам завещал Пророк ﷺ относиться к животным. Поэтому мне трудно представить, что такого должны сделать животные, чтобы люди проявляли к ним жестокость, которую они сегодня проявляют. Я думаю, животное должно убить кого-то из их близких, чтобы люди, впав в состояние аффекта, были способны причинить ему ту боль, которую многие причиняют абсолютно беспричинно.

От ‘Абдуллы ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺсказал:

مَا مِنْ إِنْسَانٍ قَتَلَ عُصْفُورًا فَمَا فَوْقَهَا بِغَيْرِ حَقِّهَا، إِلَّا سَأَلَهُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ عَنْهَا

«Если кто-либо из людей убьет даже воробья или кого-либо выше не по праву, то он непременно будет спрошен за это Всевышним Аллахом в Судный день» (Ан-Насаи, 4349, 4445)

От Аш-Шарида (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ قَتَلَ عُصْفُورًا عَبَثًا عَجَّ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ يَوْمَ الْقِيَامَةِ يَقُولُ: يَا رَبِّ، إِنَّ فُلَانًا قَتَلَنِي عَبَثًا

«Если кто-то убьёт воробья ради забавы, воробей прокричит в Судный День, обращаясь к Всевышнему Аллаху: "О Господь! Этот человек убил меня для забавы и без нужды"» (Ан-Насаи, 4446; Ибн Хиббан, 5894)

В социальных сетях то и дело появляются видео и фото бездомных животных со следами насилия, которых находят сотрудники различных организаций по защите животных. Если подумать, то если бы от животных не было пользы или если бы от них исходил только вред, то Всевышний не создал бы их вовсе.

Но, как мы знаем, каждое растение и каждое животное, сотворённое Аллахом, имеет определённую цель своего существования. Господь не создал ничего бесполезного, и если лично нам нет от чего-то пользы, то это не значит, что это создание бесполезно и его можно мучить и убивать.

Сегодня благодаря тем же социальным сетям мы можем видеть, насколько часто человек проявляет по отношению к животным абсолютно немотивированную жестокость. Люди выбрасывают из окон многоэтажек кошек, избивают бездомных собак, истязают лис ради шкуры и делают ещё много чего бесчеловечного, пользуясь их беззащитностью. Хотя наш любимый Пророк Мухаммад ﷺ наказывал мусульманам проявлять человечность по отношению ко всему живому, включая животных, насекомых и их потомство.

От ‘Абдуллаха Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передаётся:

كُنَّا مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي سَفَرٍ، فَانْطَلَقَ لِحَاجَتِهِ فَرَأَيْنَا حُمَرَةً مَعَهَا فَرْخَانِ فَأَخَذْنَا فَرْخَيْهَا، فَجَاءَتِ الْحُمَرَةُ فَجَعَلَتْ تَفْرِشُ، فَجَاءَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: مَنْ فَجَعَ هَذِهِ بِوَلَدِهَا؟ رُدُّوا وَلَدَهَا إِلَيْهَا. وَرَأَى قَرْيَةَ نَمْلٍ قَدْ حَرَّقْنَاهَا فَقَالَ: «مَنْ حَرَّقَ هَذِهِ؟ قُلْنَا: نَحْنُ. قَالَ: إِنَّهُ لَا يَنْبَغِي أَنْ يُعَذِّبَ بِالنَّارِ إِلَّا رَبُّ النَّارِ

«Однажды, когда мы вместе с Посланником Аллаха ﷺ совершали один из походов, он удалился по своей надобности, а мы увидели красную птицу с двумя птенцами. И мы взяли её птенцов, а эта птица приблизилась к нам и стала летать вокруг, хлопая крыльями. Вернувшись назад, Пророк ﷺ, спросил: "Кто заставил страдать эту птицу и её птенцов?! Верните их ей!"

Когда же он увидел муравейник, который мы сожгли, то спросил:

"Кто сжёг это?"

Мы ответили: "Мы".

Тогда Пророк ﷺ сказал:

"Никто, кроме Господа огня, не должен подвергать других мукам огня» (Абу Дауд, 2675)

Также необходимо проявлять заботу в отношении вьючных животных и не эксплуатировать их сверх меры. Помимо этого, Пророк Мухаммад ﷺ также повелел не перегружать своих домашних животных больше необходимого, например, не нагружать вьючных животных поклажей, которую они не в силах нести.

Вот таким, уважаемые братья и сёстры, было отношение Пророка ﷺ к животным. И поэтому, если мы называем себя его уммой, то давайте именно так и относиться к братьям нашим меньшим.

 

Альфия Синай

По материалам: http://islamdag.ru/

Комментарии Вход