Жертвоприношение и Курбан Байрам: ЧАСТЬ 3

26 июнь 2023 1231 0
Режим чтения

Кому не разрешается совершать Курбан?

Нельзя есть то, что приносит в жертву огнепоклонник или идолопоклонник. (Дамад)

Нельзя есть то, что заколото муртаддом, то есть (да убережет Аллах) тем, кто отрекся от ислама. (Раддуль-Мухтар)

Харамом считается мясо животного, при заклании которого умышленно не была произнесена басмала. (Ибн Абидин)

Однако, если басмала была упущена по ошибке, то это не наносит вред. (Мультака)

Если тот, кто не знает о необходимости произнесения басмалы не произнесет ее, это также не наносит вреда. (Раддуль-Мухтар)

 

Некоторые вопросы касательно Курбана

После произнесения басмалы необходимо немедленно приступать к перерезанию горла. Это важное условие действительности обряда, так что если после произнесения басмалы мясник начнет точить нож, необходимо будет повторить басмалу заново. (Баззазия)

В случае, если животное встанет с места после произнесения «Бисмилляхи Аллаху Акбар», следует уложить его, заново повторить басмалу и закалывать. (Хуляса)

При замене ножа, после произнесения басмалы, заново произносить басмалу не требуется. Однако, при переходе на другое животное, басмалу следует повторить, даже если первое заколото не было. Если животное закладывают два человека, то произнесение басмалы требуется обоим. Если мясник режет подряд нескольких животных, то басмала произносится отдельно над каждым из них. До заклания – мясо животного харам. После заклания мясо становится халялем, и его дозволено есть даже в сыром виде.

Есть 7 частей тела жертвенного животного, потребление которых строго порицается – тахриман макрух:

1. Семенники животного;

2. Опухоли на теле;

3. Мочевой пузырь;

4. Желчный пузырь;

5. Текучая кровь в теле животного;

6,7. Мужские и женские гениталии. (Дурруль Мухтар и комментарии)

 

Во время заклания необходимо избегать следующих порицаемых действий:

Не одобряется точить нож перед животным после того, как оно положено на заклание. (Дурруль Мухтар)

Начать резать тупым ножом, затем остановиться, поточить его перед животным и продолжить резать – это харам, потому что приносит страдания животному. Однако, такое мясо харамом не будет. (Вахдети)

Необходимо заготавливать и затачивать все ножи заранее, чтобы процесс заклания проходил как можно безболезненней и легче для животного. Если один из двух закладывающих жертву перепутал свое животное с другим и по ошибке заколол чужое животное, то в этом нет ничего предосудительного, в случае, если правообладатель узнает об этом до того, как мясо животного было съедено и заберет мясо с собой.

В случае, если мясо уже съедено, то данная ситуация не влечет за собой последствий, если правообладатель простил ошибку или достиг обоюдного соглашения с тем, кто по ошибке принес в жертву его животное. Если же стороны не пришли к определенной договоренности, то провинившаяся сторона должна возместить стоимость курбана. В случае, если и другая сторона из-за ошибки первого принесла в жертву не свое животное и стороны не смогли прийти к общей договоренности, то курбан обоих считается недействительным, и им необходимо в обоюдном порядке возместить стоимость курбанов друг друга. Если дни праздника Курбан-Байрам еще не прошли, то им нужно принести жертву в течение этих дней. Если дни курбана прошли, то они должны выплатить в качестве пожертвования, полученные от возмещения курбана средства. (Хидайа, Хиндийя)

Резать тупым ножом, проводить ножом для указания мест пореза, ножом вести животное к месту закалывания. Резать сразу горло и шею до костного мозга, парализуя животное. Причинять боль и страдания животному. Начинать свежевание до того, как животное испустит дух. Разом отрезать голову животному. Не ориентировать жертвенное животное в сторону киблы. Резать беременное животное, которому скоро рожать.

 

При заклании животное должно быть живым

Если было зафиксировано, что животное до принесения в жертву было живым и здоровым, то даже если во время жертвоприношения животное не шевелилось или кровь не вышла из тела, то мясо считается халяльным. Если до жертвоприношения не было известно живо ли животное и здорово ли, а во время заклания вышла кровь и животное подавало признаки жизни, то такое мясо дозволено. Если же кровь не вышла, и не было замечено никаких движений тела, то такое мясо нельзя употреблять. (Мультака)

Согласно мнению некоторых ученых признаком того, что животное живо, является моргание глазами, движение рта, поднятие шерсти дыбом и шевеление копытом до заклания. Противоположные признаки свидетельствуют об обратном. Нельзя есть мясо животного, заколотого путем перерезания горла, пока оно не умрет. (Дурруль-Мухтар)

 

Время жертвоприношения

Время жертвоприношения начинается с восхода солнца на 10 день зуль-хиджи и заканчивается на закате 12-го дня месяца. В этом промежутке времени закладывается жертва. С закатом солнца на 12 день совершение курбана становится запретным. (Мухит) (4)

Ночью совершение курбана не рекомендуется (танзихан макрух), так как велика вероятность перепутать животное или совершить ошибку во время заклания. Необходимым условием для городов (т.е. для населенных пунктов, где соблюдены все условия для проведения пятничных богослужений и праздничных молитв) перед началом жертвоприношения в 10-й день зуль-хиджы, является проведение праздничного намаза, хотя бы в одном из районов поселения.

Если же жертвоприношение совершается в том месте, которое не соответствует условиям, заявленным для проведения пятничных и праздничных намазов, то закладывать животное разрешается после рассвета в первый день.

В этом вопросе внимание уделяется месту нахождения именно жертвенного животного, а не того, кто совершает жертву.

 

Рекомендуемые (мустахаб) действия

1. Купить животное заранее до праздничных дней и накормить его как следует;

2. Бережно привезти/пригнать животное к месту заклания; (Хиндийя)

3. Если вы можете, то зарезать животное самостоятельно;

4. Если вы не умеете закладывать животных, то отдать зверя в руки профессионального мясника, а самому присутствовать при этом. Пророк ﷺ сказал (5)

«О Фатима (дочь Пророка)! Встань же и засвидетельствуй жертву свою! Ибо когда падает первая капля жертвенной крови, все твои предыдущие (небольшие) прегрешения прощаются! И читай же такое дуа: «Инна, саляти уа нусуки уа махйайа уа мамати лиЛляхи, Раббильалямин, ля шарика Ляху! (Ибн Абидин) (Поистине, мои мольбы, моя душа, и оживление, и умерщвление — лишь для Аллаха, Господа обоих Миров, у Которого нет сотоварища!);

5. Нож должен быть большим и остро заточенным;

6. Перерезать нужно ярёмную вену, сонную артерию, пищевод и трахею;

7. Нельзя свежевать зверя, пока он жив; (Хиндийя)

Разделывая тушу животного, рекомендуется делать дуа с намерением о защите своих органов и тела от огня Ада, взамен на органы и части тела жертвенного животного.

 

Как правильно совершать жертвоприношение?

Перед жертвоприношением, следует сделать следующее намерение (6): После произнесения три раза фразы «Бисмилляхи Аллаху Акбар» желательно прочесть следующее: «Инни, уаджахту уаджхия лиллязи фатарас-самауати уаль-арда ханифан уа ма ана миналь-мушрикин!» (Обращаю свой лик к Тому, кто сотворил Небеса и Землю, будучи единобожником, и я не из числа идолопоклонников!) — «Аллахумма, хаза – минка уа ляка. Аллахумма, инна саляти уа нусуки уа махйайа уа мамати лилляхи, Раббиль `алямин, ля шарика ляху уа би залика умирту уа ана – аввалюль-муслимин!» (О Господи, сие – от Тебя и Тебе. Господь мой, поистине, я молюсь Тебе и Тебе принадлежит жизнь и смерть моя, Господь Миров, нет у Него сотоварища! Это было мне велено, и я первый покорившийся). После, читается: «Аллаху Акбару, Аллаху Акбар! Ля иляха илляху уа Ллаху Акбар! Аллаху Акбар уа лилляхи ль-хамд! Бисмилляхи Аллаху Акбар!» — после чего, без промедления приносится жертва.

Сунна – перерезать четыре следующие вещи на шее животного:

1. Трахею;
2. Пищевод;
3. Ярёмную вену;
4. Сонную артерию.

Перерезать эти четыре вещи является сунной. (Хиндийя)

Однако, если перерезано хотя бы три из этих вещей, то мясо всё равно является дозволенным. Важно, чтобы трахея не была передавлена, дабы в момент смерти животное умерло не от удушения. Также важно следить, чтобы кровь не попадала в дыхательные пути. Сунной является заклать верблюда, перерезав ему шею, а для остальных животных – перерезав им горло.

Также, желательным является положить животное на землю, связав ему передние ноги с правой задней лапой. Крупному рогатому скоту необходимо фиксировать все 4 конечности. Верблюд закладывается стоя. Если животное вырвалось от людей или побежало, а потом упало в канаву, после чего не осталось возможности перерезать ему горло, то его мясо всё равно будет дозволенным, если ранить животное (любую часть) острым ножом или любым другим режущим предметом со словами: «Бисмилляхи Аллаху Акбар».

 

Намаз, совершаемый после жертвоприношения

После жертвоприношения рекомендуется (мустахаб) совершить намаз в 2 рак’ата (7) согласно хадису: 

«Когда закололи вы животное, то отбросьте ваши ножи и совершите намаз в 2 рак’ата. Кто из мусульман совершит этот намаз и попросит что-то у Аллаха, тому Всевышний обязательно дарует то, о чем тот просил».

После намаза следует произнести дуа: «Аллахумма хазаль кабшу (бакару, маазу) (8) минка уа ляка уа иляйка фатакаббаль минии билютфика ва карамика маа такаббальта мин ибрахима халилика уа исмаиля забихика уа мухаммадин хабибика бифадлика уа джудика уа карамика йа акрамаль акрамин» (9)

Затем, у Всевышнего можно просить все из мирского и вечного. (Зийя-Манави)

 

Распределение мясо жертвенного животного

Желательней всего делить жертвенное мясо на три части:

1. Треть раздать в качестве милостыни – садака.

2. Треть раздать родственникам и друзьям в качестве продукта, либо как угощение, приготовленное из этого мяса.

3. Третью накормить тех, кто находится под непосредственной опекой. (Бадайи)

Разрешается дарить все мясо жертвенного животного или только одну часть. Если тот, кто принес жертву сам является нуждающимся, то лучшим решением для него будет использовать все мясо во благо своей семьи. (Хиндийя, Бадайи, Тахтави)

Если один из соучастников курбана внезапно умрет до того, как будет принесена жертва, то животное приносится в жертву с разрешения старшего из наследников умершего. Если кто-либо приобретет жертвенное животное и скончается до того, как принесет его в жертву, то зверь переходит в собственность наследникам имущества. Если наследники принесут этого зверя в жертву от себя, то в этом нет ничего предосудительного. (Назми Зандуси)

 

Распределение мясо среди участников Курбана

При распределении мяса жертвенного животного, приобретенного несколькими участниками на общие деньги, необходимо использовать весы. Нельзя делить мясо животного «на глаз». Однако, нет нареканий в том, чтобы при распределении других частей животного помимо мяса, таких как: шкура; копыта; голова; печень; сердце; жир и т.д. руководствоваться примерными соображениями. (Кадыхан и другие)

Участники имеют право не делить мясо, а приготовив, съесть его все вместе. Тот, кто приобретает крупный рогатый скот с целью принести его в жертву для себя, своей семьи и взрослых детей, то разделение мяса не обязательно.

 

Пояснения: 

4. Только в мазхабе Шафии курбан разрешается совершать и в четвертый день праздника

5. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) во время своего прощального хаджа принес в жертву 100 верблюдов, 63 из них он заклал собственноручно, остальных животных поручил заклать достопочтенному Али (радыйаллаху анху). (Аль-Бидайя уан-Нихайя)

6. Перед жертвоприношением, следует выразить следующее намерение: «О, Мой Господь! Ради Твоего довольства, намереваюсь совершить курбан. Тело моё совершило много непристойного и греховного. Мне следует принести в жертву собственное тело. Однако, ты запретил делать это. Взамен этого греховного и немощного тела, ради Твоего довольства, по Твоему повелению, приношу в жертву это животное».

7. В намазе в первом рак’ате после суры «Фатиха» читается сура «Каусар», а во втором сура «Ихлас». (См.: «Молитвы и обряды поклонения» — Фазилет Нашрийят)

8. Если это баран, то следует начинать: «Аллахумма хазаль кабшу…», если корова: «Аллахумма хазаль бакару…», коза: «Аллахумма хазаль маазу…»

9. Смысл: «О, Аллах! Эта овечка (корова, коза) от Тебя, для Тебя и Тебе. Так прими же ее от меня по Своей милости и щедрости, как принял Ты от Ибрахима — друга Твоего и Исмаила, принесенного в жертву и Мухаммада — любимца Твоего. Молю Тебя Твоим великодушием и щедростью, о, Наищедрейший из щедрейших».

 

Продолжение следует...

 

Шейх М. Хулюси аль-Ханафи

По материалам: http://islamdinr.ru/ 

Комментарии Вход