Является ли рукопожатие после коллективного намаза нововведением?

24 ноябрь 2023 845 0
Режим чтения

В наше время нередки случаи, когда молодые люди, не разбирающиеся в вопросах религии, дерзят старшим и учат их, как следовать сунне Пророка ﷺ. Эти юнцы никогда не придерживаются этикета в дискуссии, не допускают наличия иного мнения и разногласий среди мазхабов и учёных.

Больше всего конфликтов у них бывает в вопросах нововведения (бид‘и). Не зная, что именно в шариате подразумевается под словом бид‘а, они подводят всё, о чём не слышали, под нововведения, которые приводят человека в Ад.

Одним из таких страшных, по их мнению, нововведений является и рукопожатие после коллективного намаза. Утверждая, что такой практики не было во времена Пророка ﷺ, его сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) и праведных предшественников, они категорически запрещают это действие.

Хадисов Пророка ﷺ или аятов, которые прямо указывают на желательность или запрет рукопожатия после коллективного намаза, мы не имеем, однако в сборниках хадисов приводятся предания, которые обобщённо указывают на желательность и плюсы рукопожатия.

От Аль-Бары ибн ‘Азиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا مِنْ مُسْلِمَينِ يَلْتَقِيَانِ فَيَتَصَافَحَانِ إِلاَّ غُفِرَ لَهُمَا قَبْلَ أنْ يَفْتَرِقَا

«Когда двое мусульман встречаются и пожимают друг другу руки, им обязательно прощаются прегрешения ещё до того, как они расстанутся друг с другом» (Имам Ахмад, 18547; Абу Дауд, 5212; Тирмизи, 2727, Ибн Маджах, 3703)

От ‘Ата бин ‘Абдуллаха аль-Хурасани (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺи сказал:

‌تَصَافَحُوا ‌يَذْهَبِ ‌الْغِلُّ، وَتَهَادَوْا تَحَابُّوا وَتَذْهَبِ الشَّحْنَاءُ

«Пожимайте друг другу руки, и исчезнет злоба, делайте друг другу подарки, и вы станете любить друг друга, а ненависть исчезнет» (Имам Малик, 1896)

От Ханзаля ибн ‘Убайдуллаха передаётся, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:

قَالَ رَجُلٌ: يَا رَسُولَ اللَّهِ الرَّجُلُ مِنَّا يَلْقَى أَخَاهُ أَوْ صَدِيقَهُ أَيَنْحَنِي لَهُ؟ قَالَ: لَا، قَالَ: أَفَيَلْتَزِمُهُ وَيُقَبِّلُهُ؟ قَالَ: لَا، قَالَ: أَفَيَأْخُذُ بِيَدِهِ وَيُصَافِحُهُ؟ قَالَ: نَعَمْ: هَذَا حَدِيثٌ حَسَنٌ

«Один человек спросил: “О Посланник Аллаха, должен ли кто-нибудь из нас кланяться своему брату или другу при встрече?” Пророк ﷺ сказал: “Нет”. Человек спросил: “А обнимать и целовать его?” – и Пророк ﷺ снова сказал: “Нет”. Человек опять спросил: “А брать его за руку и пожимать её?” – и Пророк ﷺсказал: “Да”» (Ибн Маджах, 3702; Тирмизи, 2728)

Что же касается именно рукопожатия после коллективного намаза, то тут необходим подробный разбор, ибо в некоторых случаях это желательно, а в некоторых дозволено. Однако верующий не должен думать, что рукопожатие является составной частью или желательным действием намаза, которое передано от Пророка ﷺ.

Те, кто считает рукопожатие после коллективного намаза желательным действием, ссылаются на хадис, который передаётся от Аль-Хакама и в котором сообщается, что Абу Джухайфа (да будет доволен им Аллах) сказал:

خَرَجَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم بِالْهَاجِرَةِ إِلَى الْبَطْحَاءِ فَتَوَضَّأَ ثُمَّ صَلَّى الظُّهْرَ رَكْعَتَيْنِ وَالْعَصْرَ رَكْعَتَيْنِ وَبَيْنَ يَدَيْهِ عَنَزَةٌ

«Однажды в полуденную жару Посланник Аллаха ﷺ вышел в Батху, совершил омовение, после чего совершил полуденный (зухр) и послеполуденный (‘аср) намазы, каждый из которых состоял из двух ракаатов и во время которых перед ним находилась палка с заострённым концом».

В другой версии этого хадиса сообщается, что Абу Джухайфа (да будет доволен им Аллах) сказал:

كَانَ يَمُرُّ مِنْ وَرَائِهَا الْمَرْأَةُ وَقَامَ النَّاسُ ‌فَجَعَلُوا ‌يَأْخُذُونَ ‌يَدَيْهِ ‌فَيَمْسَحُونَ بِهَا وُجُوهَهُمْ قَالَ فَأَخَذْتُ بِيَدِهِ فَوَضَعْتُهَا عَلَى وَجْهِي فَإِذَا هِيَ أَبْرَدُ مِنَ الثَّلْجِ وَأَطْيَبُ رَائِحَةً مِنَ الْمِسْكِ

«И позади этой палки проходили женщины, а потом люди поднялись со своих мест, стали брать Пророка ﷺ за руки и проводить ими по своим лицам. Я тоже взял его за руку и приложил её к своему лицу, и оказалось, что она прохладнее снега, а запах, исходивший от неё, был приятнее аромата миска» (Бухари, 3553)

Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишет следующее: «Если человек пожал руку тому, с кем он встречался до совершения этого намаза, то это считается дозволенным, а если он пожал руку тому, с кем он не встречался до совершения намаза, когда он встретился с ним после намаза, то это желательно (сунна), согласно иджме (единогласному решению учёных Ислама) и достоверным хадисам».

Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Азкар» пишет об этом следующее: «Знай, что пожимать друг другу руки желательно при каждой встрече. Что же касается вошедшего в обыкновение у людей обмена рукопожатиями после утреннего и послеполуденного намазов, то он не имеет обоснования в шариате, хотя ничего предосудительного в этом нет.

Обычные рукопожатия при встрече являются желательными (сунной). Из того, что люди придерживаются этой сунны лишь изредка, а во многих случаях или в большинстве своём отступают от неё, не вытекает, что это не может являться желательным действием, на которое прямо указывает шариат.

В своей книге “Аль-Кава‘ид” шейх и имам Абу Мухаммад ‘Абд ас-Салям (да смилуется над ним Аллах) пишет о том, что нововведения подразделяются на пять видов: обязательные (ваджиб), запретные (харам), неодобряемые (макрух), желательные (мустахабб) и дозволенные (мубах).

Он также сказал: “Примером дозволенных нововведений может служить рукопожатие после утреннего и послеполуденного намазов, а Аллах знает об этом лучше”».

Из всего вышеприведённого следует, что если два человека, совершивших намаз, ранее не встречались и не пожимали другу руки, то им желательно (сунна) сделать это после совершения намаза.

Если даже они встречались и здоровались раньше, то нет ничего запретного и предосудительного в том, чтобы после намаза ещё раз пожать руки и попросить Всевышнего принять их намаз.

Пожать руку в любом случае желательно, поскольку это обрадует брата по вере. Ведь даже те, кто считает рукопожатие после коллективного намаза нежелательным, признают, что не подобает верующему отвернуться, отняв свою руку, когда брат по вере протягивает ему руку для пожатия.

 

Муслим Абдулаев

По материалам: https://islamdag.ru/ 

Комментарии Вход