Взаимоотношения Пророка ﷺ с иудеями: Общие сведения

19 декабрь 2023 712 0
Режим чтения

Из аятов, ниспосланных в период Мекки, в которых упоминаются Люди Писания (Сура Мудассир 31; сура Анкабут 46), Досточтимый Ибрагим и Досточтимый Муса (Сура А’ля 18-19), а также сыны Исраила (Сура Шуара 192-197; сура Ахкаф 10), становится понятно, что в тот период в Мекке проживали и Иудеи. Возможно, что некоторые Иудеи прибыли из Медины в Мекку и сформировали некоторые взаимоотношения с местным населением. Также известно, что они были среди тех, кто прибыл в Мекку на ярмарку Указ. В этот период Люди Писания имели хорошие взаимоотношения с мусульманами.

Также известно, что язычники Мекки имели взаимоотношения с Иудеями. Таким образом, в период Мекки язычники отправили Надр ибн Хариса и Укба ибн Абу Муайта к ученым Иудеям в Медину, чтобы посовещаться по поводу Досточтимого Пророка ﷺ. Иудеи же посоветовали спросить у Досточтимого Мухаммада ﷺ о трех вещах: об Обитателях Пещеры, о Зулькарнайне и о душе. Если Мухаммад ﷺ сможет ответить на эти вопросы, то он является пророком. Когда Надр и Укба вернулись в Мекку, язычники отправились к Досточтимому Пророку ﷺ и задали ему эти вопросы. Он попросил один день отсрочки. Однако ответы на эти вопросы были ниспосланы ему только через пятнадцать дней. (Ибн Хишам, I, 300)

Когда Досточтимый Пророк ﷺ переселился в Медину, половина жителей города являлась Иудеями. Еще до пророческой миссии Иудеи говорили племенам Аус и Хазрадж о том, что в скором времени появится пророк, за которым они последуют и попросят у него помощи против арабских племен. Подобным образом они запугивали своих врагов. (Ибн Хишам, I, 547)

Во время переселения один из Иудеев забрался на крышу трехэтажного дома и увидел группу людей, направлявшихся в сторону Медины. Он прокричал, что идут те, кого они ждали. После переселения Пророк ﷺ снисходительно относился к Иудеям, признал их частью своей общины в Мединском Соглашении и включил их в данное соглашение. Благодаря этому, Абдуллах ибн Салам, являвшийся Иудеем из племени Кайнука, в первый год после переселения стал мусульманином вместе со своей семьей. Позднее были Иудеи, которые также приняли Ислам.

Досточтимый Пророк ﷺ призывал Людей Писания, а значит и Иудеев к общему слову следующими словами:

«Не нужно поклоняться никому, кроме Аллаха. Не нужно возводить кого-либо на уровень Аллаха» (Сура Али Имран, 64)

Он предпочитал советоваться в вопросах, по поводу которых не было Божественных повелений. Поначалу Досточтимый Пророк ﷺ совершал намаз по направлению к Бейт аль-Макдис (Священной мечети в Иерусалиме). Он дал мусульманам свое благословение есть их пищу и жениться на их целомудренных девушках. Досточтимый Пророк ﷺ рассказал Иудеям историю о сынах Израиля и не видел в этом ничего плохого. Он проявлял уважение к могилам Иудеев. Досточтимый Пророк ﷺ разрешал Иудеям посещать мечеть, в которую он не пускал язычников.

Несмотря на положительную деятельность Досточтимого Пророка ﷺ по отношению к Иудеям, они совершали различные действия, чтобы отдалить мусульман от Ислама, временами осмеивали Священный Кyр`ан и отрицали его. Иудеи считали, что они находятся на истинном пути; что Досточтимый Пророк ﷺ сможет встать на истинный путь, только если подчинится им. Они считали, что Досточтимый Пророк ﷺ является Иудеем из-за сказанных им слов: «Я из народа Ибрагима», а также, что Узайр является сыном Аллаха. Иудеи хотели, чтобы Досточтимый Пророк ﷺ спустил с небес книгу и, чтобы Аллах поговорил с ними. Они не могли смириться с господством мусульман, с тем, что они превратились в сильное общество.

Временами Иудеи осмеивали Пророка ﷺ. Когда он потерял своего верблюда, один из Иудеев по имени Зейд ибн Лусайт сказал следующее: «Мухаммад получает информацию с небес, однако не знает куда пропал его верблюд». На это Пророк ﷺ ответил следующее: 

«Воистину, я знаю только то, что сообщает мне Аллах…» (Ибн Хишам,I, 527; Табари,III, 106)

Иудеи пытались создать беспокойство среди мусульман, напомнив о старой вражде с племенами Аус и Хазрадж (Ибн Хишам, I, 555). Они поддерживали лицемеров и придавали им храбрость. Таким образом, когда Иудеи были изгнаны из города, лицемеры лишились огромной силы. В Священном Кyр`ане присутствует большое количество аятов, в которых упоминаются вопросы, слова и отношения Иудеев по отношению к Пророку ﷺ.

В Кyр`ане сообщалось о том, что сыны Израиля предпочли мирскую жизнь загробной жизни; продали слова Аллаха за очень низкую цену; наплевали на субботний запрет, который являлся священным для них; употребляли греховную пищу; убивали своих пророков; отрицали истину; считали себя друзьями и сынами Аллаха; подстрекали людей к скупости; являлись жестокими врагами верующих. Иудеи очень сильно рассердились этому и их враждебность возросла многократно. Из-за всех этих причин между мусульманами и Иудеями происходили частые ссоры. Необходимо отметить, что несмотря на подобную негативную атмосферу, у мусульман были серьезные и законные причины участия в столкновениях с Иудеями. Вдобавок к этому Пророк ﷺ проявлял усердие, чтобы не нарушить соглашение с Иудеями.

 

Продолжение следует...

Проф. Док. Ибрагим Сарычам ат-Турки, из книги: «Пророк Мухаммад ﷺ и его вселенское послание», стр. 296-316

По материалам: https://islamdinr.ru/ 

Комментарии Вход