Выбор спутника жизни: как правильно расставить приоритеты?
Люди не похожи друг на друга, все мы абсолютно разные, и нравятся нам разные люди.
И самым важным вопросом в этом случае является, по какому принципу выбирать мужа или жену, на что обращать внимание, как правильно расставить приоритеты среди таких качеств человека, как богобоязненность, богатство, красота, уровень образованности, взаимная симпатия и любовь, сходство интересов и жизненных ценностей. От наличия этих критериев зависит благополучие, глубина и прочность отношений.
Нет никаких сомнений, что преимущественной ценностью является религиозность и богобоязненность, без которого все остальное не имеет значения.
Как было сказано в вышеприведенном хадисе, на женщине женятся из-за четырех вещей – имущества, знатности, красоты и религии, а искать лучше ту, которая является религиозной.
Ан-Навави в комментарии к этому хадису говорит: «Правильное значение этого хадиса заключается в том, что обычно люди стремятся к одному из этих четырех качеств, и последнее качество, которое они хотят видеть в женщине – религиозность. Добивайся же, о желающий жениться, религиозной женщины. Это не приказ, но этот хадис побуждает дружить и быть всегда рядом с религиозными людьми, потому что тот, кто дружит и общается с ними, извлекает пользу из их благого нрава и будет защищен с их стороны от всякого вреда».
В одном из других хадисов говорится:
إِذَا خَطَبَ إِلَيْكُمْ مَنْ تَرْضَوْنَ دِينَهُ وَخُلُقَهُ فَزَوِّجُوهُ ، إِلَّا تَفْعَلُوا تَكُنْ فِتْنَةٌ فِي الْأَرْضِ وَفَسَادٌ عَرِيضٌ
«Если к вам придет свататься верующий, религией и нравом которого вы довольны, то жените его, иначе будет смута на земле и большое распутство» (ат-Тирмизи).
Таким образом, Посланник Аллаха ﷺ призывал выбирать будущего супруга или супругу по религиозности и нраву. Только в этом случае мы можем надеяться на милость Всевышнего Аллаха.
Ведь богатство непостоянно, человек может лишиться своего состояния в любое время, а если при этом он не является богобоязненным и праведным, то лишение мирских благ, за которыми он так усердно гнался, нанесет ему сильнейший удар.
Тоже самое касается и выбора супруги. Ведь праведная жена является в этом мире источником счастья, опорой в религии, с которой будет легче воспитать праведное потомство.
При этом, праведную жену нельзя считать нужной только для мирской жизни, ведь она помогает и в делах вечной жизни.
Жена, отличающаяся богобоязненностью и праведностью, будет послушной и покорной своему мужу, проявит терпение при любых испытаниях, станет довольствоваться малым и исполнять все повеления своего Господа.
Вторым критерием при выборе мужа или жены является происхождение человека – знатность рода, что может способствовать укреплению веры в семье. Ведь от благородной и благовоспитанной женщины родится ребенок, который унаследует от нее ее нрав.
В хадисе сказано:
عَنْ عَائِشَةَ، قَالَتْ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ: تَخَيَّرُوا لِنُطَفِكُمْ، وَانْكِحُوا الْأَكْفَاءَ، وَأَنْكِحُوا إِلَيْهِمْ
Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Выбирайте для ваших детей девушек хорошего происхождения, женитесь на равных и выдавайте [своих дочерей] за таких» (Ибн Маджа, 1968).
Но нельзя жениться на женщине только ради ее богатства, красоты или знатности, пренебрегая ее набожностью и нравом. Ведь Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Кто женится на женщине ради ее богатства и красоты, тому эта красота и богатство не принесут ничего хорошего. Если женится ради ее веры и нравственных качеств, то Аллах наделит его щедрым уделом, даровав и богатства, и красоту».
Посланник Аллаха ﷺ также говорил:
«Выдать дочь замуж, значит, отдать ее в руки другому. Поэтому будьте внимательны, куда вы отдаете свою дочь» (аль-Байхаки).
Рустам Хайруллин
По материалам: https://islam-today.ru/