Возможно ли существование человека без души?

03 август 2020 1754 0
Режим чтения

В 1921 году очень интересный, неординарный советский писатель, критик и публицист Евгений Замятин завершил работу над одним из своих самых читаемых вплоть до сего дня произведений — романом «Мы» (из жанра антиутопии).

В книге, изданной за рубежом чуть менее 100 лет назад, описывается общество будущего, в котором произошла технологическая революция. Все жители, которым присвоен их личный номер, мыслят идентично и в едином направлении. При этом у проживающих в данном социуме практически отсутствует душа, исчезает творческое и духовно-чувственное начало; плюс — пропадает независимое, самостоятельное мышление.

Вот на этом фоне у некоего члена сообщества внезапно заговаривает душа. Е. Замятин описывает данный эпизод посредством беседы нескольких героев и озвучиваемых рассказчиком мыслей (приводим в сокращенном варианте):

Ножницы-губы сверкали, улыбались.

— Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа.

Душа? Это странное, древнее, давно забытое слово. Мы говорили иногда «душа в душу», «равнодушно», «душегуб», но душа...

— Это... очень опасно, — пролепетал я.

— Неизлечимо, — отрезали ножницы.

— В чем дело? Как: душа? Душа, вы говорите? Черт знает что! я вам говорил: надо у всех экстирпировать фантазию. Тут только хирургия, только одна хирургия.

Что же, значит, эта нелепая «душа» так же реальна, как моя юнифа (специальная униформа по книге, — прим. Авт.), как мои сапоги — хотя я их и не вижу сейчас? И если сапоги не болезнь — почему же «душа» болезнь?(1)

Почему мы решили вспомнить Е. Замятина с его антиутопическим романом? Да по той прозаической причине, что сегодня, в век потрясающего умы мирового технологического прорыва, когда нашими современниками становятся (безо всякой натяжки) искусственный интеллект и иже с ним, а роботы оказываются не просто чем-то эфемерным, а вполне реальными соседями, все чаще слышится вопрос: где же в этом водовороте событий предназначено место для души? Как она будет функционировать, ежели Четвертая промышленная революция оставляет массы живых людей не у дел, ставя во главу угла ведения деятельности, например, на производстве, механизмы? Механизмы молчаливые. Бездушные. Нашпигованные датчиками и т. д., но способные выполнять порученное.

Говоря иными словами, многие сегодня испытывают недоумение — ежели в мире и миром начинают править автоматы и машины, не имеющие душ, не получится ли так, что думающая, рассуждающая личность, способная мыслить и чувствовать, постепенно перебазируется со своей душой на задворки истории, а перспективы ее существования окажутся туманными?

Мало того, в немалом числе случаев отдельные лица рассматривают вопрос, а не «срастется» ли живой человек с искусственным интеллектом, утеряв предписанное ему обличье и ступив на путь киборгизации? (2/ а, б).

Однако внимательное прочтение Кyр`ана и глубокое размышление над аятами позволяют уверенно видеть, насколько душа была, есть и будет неотъемлемой частью живой личности, пусть даже периодически «душа человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия» (Кyр`ан, 12:53). Благо, наряду с какими-то определенными греховными помыслами наша душа повелевает немало одобряемого и поддерживаемого Всевышним, Который в полном ведении происходящего внутри нас, так как говорит:

«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Кyр`ан, 50:16–18).

Как произнес пророк Иисус (Иса), мир ему:

«Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты — Ведающий сокровенное» (Кyр`ан, 5:116).

Таким образом, весь коранический посыл однозначно свидетельствует, что душа – важнейший живой отсек людей и именно в ней формируются все наши помыслы, приводя к тем или иным действиям.

Важнейшая же тонкость тут в том, что при всей нашей вере нам предписано ошибаться, сомневаться, вплоть до неисключения определенной греховности. Ведь непосредственно Аллах клянется «душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик (или тем, как Он сделал ее облик совершенным) и внушил ей порочность ее и богобоязненность!». Другое дело, что «преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто скрыл ее (опорочил, облек в несправедливость)» (Кyр`ан, 91:7–10).

Следовательно, Создатель предоставляет нам право выбора при принятии какого-либо решения. И если говорить начистоту, мы-то сами прекрасно знаем, какое действие мы совершаем, чего избегаем, к чему стремимся и по какой причине. Вот в зависимости от наших деяний и будет решаться наша судьба в Судный день, когда человек произнесет: «Эх, если бы я заранее позаботился о своей жизни!». Потому мы с особым пиететом прислушиваемся к следующим словам Аллаха:

«О обретшая покой душа! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!» (Кyр`ан, 89:23–30);

«Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, тем, что им уготованы Райские сады» (Кyр`ан, 2:25).

Тем самым, повторимся, все в этом мире, как и пути к миру Следующему, зависит от нас самих:

«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (Кyр`ан, 42: 30).

Значит, какими темпами не окружал бы нас искусственный интеллект, а роботы не становились нашими спутниками по жизни, никто из созданий такого типа не может и не сможет повлиять на нашу душу. Тем более что контроль нашей души – исключительно в прерогативе Аллаха.

Творец «забирает души в момент смерти, а ту, которая пока не умирает, — во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (Кyр`ан, 39:42).

Следовательно, мы просто-напросто должны стараться жить в соответствии с кораническими призывами, избегая совершения предосудительного. Но даже в случае совершения недоброкачественных поступков не забывать приносить покаяние, отказываясь от недопустимого и стремясь к прощению Всевышнего! До тех пор, пока мы будет жить с Богом в сердце, никакой механизм не будет в силах воздействовать на наши думы, мысли, сердце, душу… или управлять ими.

 

1. Евгений Замятин. Мы

2. а/Искусственный интеллект, или Станем ли мы аксолотлями?

    б/Без своего мнения. Технологические монстры размечают территорию

 

Теймур Атаев

По материалам: https://islam.plus/

Комментарии Вход