Важность труда в Исламе

12 декабрь 2019 2216 0
Режим чтения

В Исламе поощряется упование на Аллаха, но это не означает бездействия. Человек должен сделать всё необходимое для дела, а затем полагаться на Всевышнего. Например, земледелец, который хочет получить хороший урожай, вспашет землю перед тем как сеять зерно, потом удобрит ее. Он будет поливать посевы, защищать всходы от вредителей. Однако труженик бессилен повлиять на прорастание семян и полагается на Аллаха. В этом заключается истинное упование на Аллаха. Если же кто-то будет ждать, что дело продвинется само собой, без усилий с его стороны, и при этом будет надеяться на Аллаха, то впадает в заблуждение.

Однажды Пророк Мухаммад ﷺ сделал наставление человеку, который, понадеявшись не привязал животное:

«Сначала привяжи верблюда, затем уповай на Аллаха» (Аджулини,«Кашфуль Хафа», том I, стр.144).

Стремление зарабатывать на жизнь халяльным путем является обязанностью мусульманина и оценивается как богослужение подобно намазу и посту. В Кyр`ане сказано: 

«Завершив молитву, разойдитесь по земле, отстаивая свои интересы и ища Милости Аллаха» (Сура «аль-Джума», 62 / 10).

Пророк Мухаммад ﷺ подчеркивал, что поиск халяльного дохода является фардом. Халиф Умар (радыяллаху анху) сказал: «Пусть никто из вас не оставляет поисков рызка, говоря: «О, Аллах, дай мне пропитание». Вы ведь знаете, что с небес не сыплется ни золото, ни серебро».

Ислам предписывает мусульманам трудиться. Для достижения успеха в любом деле сначала следует приложить усилия, а потом надеяться на Аллаха. Религия указывает людям пути достижения счастья в обоих мирах. В Кyр`ане сказано: 

«Человеку уготовано только то, что (заслужил) он усердием, и усердие его будет замечено» (Сура «ан-Наджм», 53 / 39 – 40).

Расулюллах ﷺ повторял:

«Самая лучшая пища для человека та, на которую он заработал собственным трудом» (Бухари, «Буйю», 15; «Анбия», 37).

Однажды сахабы увидели проходящего сильного человека и воскликнули: «О, Пророк! Если бы он работал во имя Аллаха!» На это они получили ответ: 

«Если мужчина вышел из дома для того, чтобы зарабатывать на пропитание своим детям, то это значит, что он на пути Аллаха. Если он вышел для того, чтобы дать своим постаревшим родителям то, в чем они нуждаются, то он тоже на верном пути. Если даже он вышел зарабатывать себе на хлеб, и в этом случае он тоже на пути, указанном Аллахом. Но если он вышел для бахвальства, то он служит шайтану» («Ат-таргыб ват-тархиб», том II, стр. 524).

Два из пяти столпов Ислама, закят и Хадж, — обязанность каждого состоятельного мусульманина. Богатство достигается трудом. Лучший из людей – это тот, кто работает, потому что приносит пользу себе, семье и народу. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

«Лучший из людей тот, кто приносит пользу другим» («250 хадисов», стр.121).

Мусульмане каждый день должны стремиться к продвижению вперед. Посланник Аллаха ﷺ всегда призывал трудиться:

«Тот в убытке, у кого два дня похожи друг на друга» (Аджулини, «Кашфуль Хафа», том II, стр. 233).

Однажды к Пророку ﷺ подошел бедный мединский мусульманин и попросил помощи. Тот спросил: «Нет ли у тебя чего-нибудь дома?»

– У меня дома есть кувшин и покрывало, на одной половине которого я сплю, а другой укрываюсь, — ответил бедняк.

Пророк ﷺ велел ему принести эти вещи, а затем обратился к людям:

Один мусульман ответил:

– За все я дам 2 дирхема.

Расулюллах ﷺ отдал ему вещи, а деньги передал бедняку из Медины, сделав наставление:

– На один дирхем купи еды, а на другой купи топор и принеси его мне.

Когда бедняк принес топор, Пророк ﷺ своими руками приделал к нему ручку и сказал:

– Иди в лес, наруби дров, затем продай их. И чтобы я 15 дней здесь тебя не видел.

Этот человек пришел через две недели, заработав 10 дирхемов. На одну часть денег он купил еду, а на другую – одежду. Посланник Аллаха ﷺ пояснил мусульманам:

– Лучше работать, чем просить милостыню, потому что у попрошайки в Судный День будут черные пятна на лице («Ат-таргыб ват-тархиб, том II, стр. 523).

Пророк ﷺ сказал:

«Если мусульманин посадит дерево или посеет что-нибудь и если от этих плодов вкусит человек, животное или птица, это зачтется как садака».

Однажды благочестивый Умар (радыяллаху анху) увидел нескольких человек, которые сидели и ничего не делали. Халиф спросил у людей, кто они такие.

— Мы из тех, кто вверил свои дела Аллаху и на Него уповает, — отвечали те.

— Поистине, вы заблуждаетесь, — возразил Умар. — Вы просто бездельники, живущие за счет других людей. Тот, кто действительно уповает на Аллаха, сначала сажает зерно в землю, а потом надеется на Всевышнего, дающего пропитание.

 

По материалам: http://www.islamisemya.com/

Комментарии Вход