Тонкие (а иногда и не очень) игры с Исламом

21 август 2024 359 0
Режим чтения

Каждая эпоха выносит в центр внимания и общественного интереса свои актуальные вопросы и проблемы. Сегодня в нашей стране в целом и в Дагестане, в частности, особо актуальны вопросы веротерпимости, духовности, стремления к миру и добрососедству.

Наши народы всегда славились взаимопониманием, взаимопомощью и умением вести диалог.

И сегодня очень важно сохранить и передать будущим поколениям сложившиеся у нас веротерпимые, уважительные и добрососедские отношения между народами, не допустить угрозы миру и стабильности в обществе.

Межконфессиональный и межэтнический конфликт — излюбленный элемент разжигания войн, который используется для достижения политических целей.

Сегодня архиважной задачей для нас является не допустить развитие событий, угрожающих нашей общности и целостности, и сохранить мир.

Учёные-богословы были и остаются фундаментом стабильности и конструктивного межэтнического, межнационального диалога. Их авторитет и праведное слово твёрдо противостоят попыткам навязать народам чуждые экстремистские идеи, идеи, замешанные на попытках извратить Ислам, использовать его в корыстных, агрессивных целях.

Если подойти к толерантности с позиций Ислама, нужно отметить, что он уделяет терпимости очень большое значение. Истинный мусульманин — надёжный представитель всеобщего мира на земле.

Всевышний Аллах повелевает мусульманам в Священном Кyр`ане нести людям мир, добро и братскую любовь. Нравственные принципы Ислама не могут быть источником какой-либо формы насилия, ибо Аллах ниспосылал вероучение Ислама, призывая людей стать на путь истины, мира, справедливости.

Основы морали Ислама — это милосердие, щедрость, благонамеренность и уважение к людям, прощение и мир. Аллах повелевает мусульманам в Кyр`ане относиться ко всем людям с добром и справедливостью. Мусульмане ответственны за свой моральный облик перед людьми, исповедующими иные религиозные учения.

В Священном Кyр`ане есть аят со следующим смыслом:

وَلَا تَسْتَوِي الْحَسَنَةُ وَلَا السَّيِّئَةُ ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ وَلِيٌّ حَمِيمٌ

(смысл): «Не равны совершение добра (то, чем Аллах доволен) и совершение зла (то, что Аллах не любит), они различаются вознаграждением и наличием или отсутствием благого конца. Оттолкни же плохое (ответь на плохие поступки) тем, что лучше: терпением — на гнев; мягкостью — на невежество; прощением — на глупость; и тогда тот, с кем у тебя была вражда, станет для тебя ближайшим другом, который искренне расположен к тебе и проявляет симпатию» («Сафват ат-тафасир», сура Фуссилят, 41:34)

Кровопролитие, убийство невинных людей, разжигание войн и конфликтов — величайший грех, проклинаемый Всевышним Аллахом. Величайшая ценность человеческой жизни и уважение к инакомыслию, упомянутые в Священном Кyр`ане, почитались на протяжении всей истории существования Ислама, начиная со времён Пророка ﷺ.

Пророк Мухаммад ﷺ всеми силами оберегал жизни невинных мирных людей, он никогда не начинал войны без необходимости защиты своего народа от агрессии и нападений.

Если же оборонительная война была неизбежна, то войскам направлялся строжайший приказ не наносить ни малейшего вреда мирным жителям и невинным людям, ни в коем случае не разграблять их жилища, не рубить деревья, чтить святые места, христианские храмы и иудейские синагоги.

Народы, изгнанные во времена мрачного средневековья из Европы, находили тёплый приём и почитание на землях Ислама. Ислам — религия мира и благоденствия, обязанность каждого мусульманина относиться ко всем людям с добром и справедливостью, бороться со злом и несправедливостью.

В последнее время в сводках мировых новостей и в СМИ появился термин под абсолютно вымышленным названием — «исламский терроризм». Вероучение Ислама и понятие террора абсолютно не совместимы.

Самое страшное — когда террористы вершат свои зверства и дикости, прикрываясь именем Бога, оскверняя тем самым понятие веры в глазах многих людей. Нелюди, совершающие эти зверства, не могут быть ни мусульманами, ни христианами, ни иудеями.

В божественной вере нет и не может быть террора. То, что делают террористы, нельзя связывать с Исламом и нельзя называть «исламским терроризмом». Это оскорбляет чувства миллионов мусульман. Мусульманин — человек, каждое деяние которого очерчено линией мира, безопасности и благонадёжности.

Как известно, заставить человека быть терпимым, миролюбивым невозможно. Одним днём достичь высокого уровня терпимости тоже невозможно, её нужно воспитывать с самого детства.

Говоря о воспитании, необходимо затронуть в первую очередь роль родителей и педагогов. Им надлежит дать детям с раннего детства ориентиры на миролюбие, понятие чести, достоинства, совести, любви к родине и т. д.

И здесь надо сказать, что такие ориентиры по милости Всевышнего нам даны много веков назад — это Ислам, все необходимые наставления записаны в Священном Кyр`ане и переданы в хадисах Пророка ﷺ.

Каноны ислама — это великолепная, совершенная программа по воспитанию души. И эту программу надо проводить в жизнь с первых минут появления человека на свет. В педагогике есть выражение: «В воспитании нет каникул».

Кстати, педагоги не раз в своей практике сталкивались с тем, что национальную, и конфессиональную окраску обычным детским конфликтам, возникающим на почве учебного процесса или личных взаимоотношений, придавали не дети, а взрослые, прежде всего — их родители.

Вот тут-то и возникает вопрос: в какой мере реальное поведение подростков, испытывающих на себе прессинг взрослых, отягощённых грузом нетерпимости, будет толерантным?

В течение последних десятилетий мы наблюдаем влияние множества различных факторов, заведомо вредных, на душевное и психическое здоровья людей, особенно детей.

Это нарушение нравственных норм и запретов в масс-медиа, Интернете, телевидении, рекламе, средствах массовой коммуникации, компьютерных играх, это манипулятивное воздействие медиа, «гедонистический проект», включающий широкое предложение алкоголя, наркотиков, разврата, это изменение ценностных установок, отношение к родине, семье, традициям, к труду и т. п.

Из всего перечисленного вытекает необходимость поиска путей достижения стабильности в обществе, прочного этноконфессионального мира. Сложившиеся многовековые исламские традиции, сосуществование разных наций, межнациональные браки, межконфессиональный диалог и взаимодействие между конфессиями и многие другие факторы формируют в обществе мирные и добрососедские отношения в духе веротерпимости и толерантности. И, конечно, очень важна просветительская и профилактическая деятельность на системной основе.

Просветительская и воспитательная работа в образовательных учреждениях, учебные программы, например, «основы мировых религий», «история мировых религий», уроки нравственности и патриотизма, «основы толерантного взаимодействия», рассчитанные на учащихся всех возрастов. Её реализация могла бы внести ощутимый вклад как в формирование восприятия веротерпимости как непреходящей ценности современного общества, так и в освобождение сознания учащихся от многих ошибочных стереотипов, связанных с расовыми, национальными, классово-сословными и иными предрассудками.

 

Мухаммад Алимчулов

По материалам: https://islamdag.ru/ 

Комментарии Вход