Толкование коранического аята о побивании жены
Домашнее насилие — это проблема всего мира, и мусульманского в том числе. Некоторые критики, однако, утверждают, что ислам допускает или даже способствует насилию по отношению к женщинам. Но так ли это на самом деле?
Стереотипное изображение обращения мусульманских мужчин к своим женам, — холодное, суровое и вообще неадекватное — лишь до определенной степени может быть отражением реальности, но никак не представляет собой учение ислама и не отображает характер всех мусульманских мужчин.
Арабский «удар»
Довольно часто в арабском языке одно слово может иметь много значений. Например, слово «айн» может означать: глаз, источник, сущность чего-то, людей в городе, шпиона, лидера армии, монету динар и т. д.
Слово может также охватывать спектр значения, где оно может использоваться для обозначения любой части этого спектра. Возьмем, например, арабское слово «дараба». Его можно использовать для обозначения любой степени контакта — от простого хлопка до ракетного удара. Поскольку фактическая форма контакта может меняться, оно также используется для разных целей.
Так, например, в некоторых случаях слово «путешествовать» будет переводиться на арабский как «ядрибуна», потому что при этом совершается контакт с землей:
«Он знает, что среди вас будут больные, что одни странствуют (ядрибуна) по земле в поисках милости Аллаха, а другие сражаются на пути Аллаха» (Кyр`ан, 73:20).
Женщина, которая повязывает свой платок, вводит его в контакт со своим телом. В результате используется то же слово – «вальядрибна», но на этот раз оно означает «обернуть» платок:
«…пусть прикрывают (вальядрибна) своими покрывалами вырез на груди…» (Кyр`ан, 24:31).
Тут не сказано, чтобы она била себя своим платком.
Притчи и примеры приводятся для того, чтобы что-либо разъяснить или воззвать к интеллекту. В этом случае слово «дараба» также используется для «приведения чего-либо в качестве притчи»:
«Аллах привел в качестве притчи селение» (Кyр`ан, 16:112).
Три шага
Поскольку слово «дараба» имеет целый спектр значений, оно открыто для интерпретаций. Если это так, то что бы оно значило в этом аяте?
«А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте («вадрибухуна» — обычно переводится как бить или ударять). Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах — Возвышенный, Большой» (Кyр`ан, 4:34).
В контексте данного аята речь идет о супружеском разногласии, в частности, исходящем от жены. Конечно, Кyр`ан также обращается и к разногласиям, исходящим от мужа, но это не наша тема.
Проясним: разногласие, которое здесь подразумевается, не относится к мелким разногласиям, а к серьезным нарушениям прав и обязанностей, которые угрожают браку.
Практические шаги в этом аяте обеспечивают план действий и искореняют опасное поведение в семье. Вместо того чтобы поддаваться гневу и использовать насилие, аят дает мужу конкретное руководство, которое включает в себя интеллектуальный, эмоциональный и физический подходы к жене.
Первый шаг, увещевание, призыв к ее разуму. Кyр`ан хочет, чтобы между мужем и женой была интеллектуальная дискуссия. Дискуссия дает мужу возможность сообщить свои опасения, а жене — возможность их развеять.
Второй шаг, используемый только в том случае, если усилия на первом этапе не оказались плодотворными, это оставление супружеского ложа. Это затрагивает эмоции жены и дает ей возможность почувствовать разделение. Послание тут таково: хочешь ли ты продолжать этот конфликт, даже если это может поставить под угрозу наши отношения и заставить нас жить отдельно друг от друга?
Третий шаг, используемый только в том случае, если усилия в предыдущих двух шагах потерпели неудачу, и является темой нашего обсуждения. Однако прежде чем мы углубимся в смысл буквы закона, необходимо уточнить, что толкование слова не может противоречить духу закона, установленному другими ясными текстами.
Толкование аята
Хадис говорит нам о том, что лучшим человеком в общине является тот, кто…
«..лучше всего относится к своей семье» (Сахих ат-Таргиб)
Пророк (мир ему и благословение) сказал одному мужчине в отношении его жены следующее:
«Накорми ее, когда ешь сам, одень ее, когда одеваешь себя, не оскорбляй ее и не бей» (Абу Дауд-Хасан Сахих).
Пророк (мир ему и благословение) — пример, которому подражают верующие мусульмане. Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала о нем:
«Посланник Аллаха никогда не бил слугу или женщину» (Муслим)
Принимая все это во внимание, может ли «дараба» означать целый ракетный удар по жене? Очень сильный удар? Избиение? Толкование, которое лучше всего соответствовало бы духу закона, будет здесь «слегка шлепнуть» жену.
Чтобы прояснить характер этого действия, сподвижник Пророка (мир ему и благословение), Ибн Аббас, сказал:
«... палочкой для чистки зубов или подобным».
Ар-Рази предлагает сделать это с помощью «сложенного носового платка». Пророк еще уточнил, что это не должно быть избиением, заявив, что «дараба»
«Не должна оставлять никаких следов» (Муслим)
По правде сказать, палочка для чистки зубов или носовой платок даже меньше влияют на наше тело, чем страстный поцелуй.
Профилактика злоупотреблений
По сути, хлопок палочкой для чистки зубов — это лишь сигнал к тому, что разногласие уже давно пора разрешить. Это последний шаг к решению конфликта без внешнего участия.
Если эти три шага потерпят неудачу, пара затем переходит в арбитраж с членом семьи с каждой стороны. Ислам ставит арбитраж в качестве дополнительной превентивной меры для развода в интересах спасения семьи.
По умозаключению, третий шаг в аяте также устанавливает максимальный предел физического воздействия, которое мужчина может иметь по отношению к женщине, — независимо от того, насколько он расстроен, рассержен или недоволен, максимум, что он может сделать — это шлепнуть ее палочкой для чистки зубов или носовым платком.
И если бы этому методу следовали все, это помешало бы миллионам мужчин по всему миру избивать или физически вредить своим партнершам.
Интересно, что критики не понимают, что аят, который позволяет использовать шлепок, по своей сути, предотвращает насилие в семье.
Шакил Хумаюн (Shakiel Humayun)
По материалам: http://islam.plus/