Таинство размышления

06 июнь 2022 1104 0
Режим чтения

Сотворив человека, Всевышний Аллах не оставил его без руководства и миссии. Всевышний ничего не делает просто так, и каждое Его действие обусловлено Его мудростью. Направив к человечеству Своих пророков и ниспослав им Писания, призванные освещать потомкам Адама (мир ему) истинный путь до скончания веков, Господь миров объявил о цели сотворения рода человеческого. Она с удивительной ясностью и простотой сформулирована в Его словах:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне [и не поклонялись никому иному]» (сура 51 «Рассеивающие», аят 56)

Но поклонение заключается не только в совершении молитв, соблюдении поста, выплате закята и совершении хаджа. Вся жизнь верующего представляет собой поклонение, поскольку правильное намерение способно превратить даже самые обыденные и, казалось бы, не имеющие отношения к религии действия, например, принятие пищи или сон, в поклонение Всевышнему, приносящее человеку огромную награду и открывающее ему дорогу в Рай.

Видов поклонения на самом деле великое множество, и среди них есть такие, которые даже не требуют участия тела. Одним из них является размышление. Это славный вид поклонения, которым в наше время многие попросту пренебрегают. Людям некогда остановиться, посмотреть вокруг и поразмыслить над увиденным. А ведь размышление приносит огромную пользу: оно укрепляет нашу веру, помогает больше узнать о Творце и осознать Его величие, могущество и мудрость, побуждает нас поклоняться Ему с большим усердием, помогает нам глубже познать самих себя и понять природу земной жизни.

«Знайте, что ближняя жизнь всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, после которого растения восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху» (сура 57 «Железо», аят 20)

Подтверждение важности размышления, как одного из видов поклонения Господу, мы находим в Его Мудрой Книге. Она призывает нас размышлять и напоминает о том, что не зря мы, в отличие от животных, наделены разумом и способностью размышлять. Объектом этих полезных и благодатных размышлений могут быть и аяты Кyр`ана, и бесчисленные чудеса, которыми Творец наполнил Вселенную, и происходящее вокруг нас и с нами, и даже мы сами.

Всевышний сказал: 

«Это благодатное Писание, которое Мы ниспослали тебе, [о Посланник], чтобы они размышляли над его аятами и чтобы обладающие разумом помянули назидание» (сура 38 «Сад», аят 29)

От нас требуется не просто читать Кyр`ан, но размышлять над Его аятами. Это помогает нам глубже понять их смысл и побуждает нас претворять в жизнь то, чему учит нас эта Великая Книга:

«Мы отправляли посланников с ясными знамениями и Писаниями. А тебе, [о Пророк], Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» (сура 16 «Пчёлы», аят 44)

Не удивительно, что Господь порицает тех, кто не утруждает себя размышлениями над Кyр`аном, и показывает, что отсутствие либо наличие у человека склонности задумываться над аятами Книги напрямую связано с состоянием его сердца: 

«Неужели они не размышляют над Кyр`аном? Или же на их сердцах запоры?» (сура 47 «Мухаммад», аят 24)

Размышление над Кyр`аном должно непременно подвести нас к важным выводам: 

«Неужели они не задумываются над Кyр`аном [в котором всё свидетельствует о том, что он — от Аллаха]? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нём много противоречий» (сура 4 «Женщины», аят 82).

В Кyр`ане приводятся и разные истории, над которыми нам следует призадуматься. Это и истории Божьих пророков, и истории погрязших в грехах древних народов, погубленных Всевышним, и поучительные истории разных людей, как праведных, так и нечестивых. 

«Такие примеры Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслили» (сура 59 «Сбор», аят 21)

Огромный простор для размышлений открывается нам и тогда, когда мы вглядываемся в знамения, которыми изобилует наша Вселенная. Удивительно, но простое наблюдение за мириадами звёзд, разбросанных по ночному небу, порой способно сотворить с сердцем человека то, что не сделает прочтение десятка мудрых книг. А иной раз вдумчивый взгляд на бескрайний океан или заснеженные горные вершины помогает нам проникнуться величием и могуществом Господа в большей степени, чем красивые проповеди и мудрые поучения.

Задумываясь об удивительном устройстве Вселенной, мы невольно задумываемся о Творце и видим проявления Его могущества не только в великих Его творениях, таких как небеса или планеты, но и в маленьких, незначительных, почти незаметных для нашего глаза, таких как обыкновенная снежинка, или крошечный муравей, или зёрнышко, из которого со временем вырастает целое дерево, или капля дождя.

Кyр`ан обращает наше внимание даже на насекомых, побуждая нас размышлять и об их сотворении:

«Из брюшков пчёл исходит питье разных цветов, которое приносит людям исцеление. Поистине, в этом — знамение для людей размышляющих» (сура 16 «Пчёлы», аят 69)

Этот мир, сотворённый для нас и ради нас, достоин стать объектом наших ежедневных размышлений, укрепляющих нашу веру и делающих наше понимание религии более глубоким: 

«Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Поистине, в этом знамения для людей размышляющих» (сура 45 «Коленопреклонённая», аят 13)

Во многих аятах Своей Книги Всевышний напоминает нам о Своих чудесных творениях, привлекая к ним наше внимание и побуждая нас размышлять о них, а также хвалит размышляющих о его знамениях.

«Поистине, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и [лёжа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли: “Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне”» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 190–191)

А в другом аяте говорится: 

«Он — Тот, Кто распростёр землю, установил на ней незыблемые горы и реки, взрастил на ней из разных плодов по паре. Он покрывает день ночью. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих» (сура 13 «Гром», аят 3)

Аятов на эту тему множество, и все они призывают нас размышлять о чудесных созданиях Всевышнего и делать выводы. А некоторые аяты обращают наш взор на нас самих, на то, как удивительно мы устроены. 

«На земле есть знамения для людей убеждённых, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (сура 51 «Рассеивающие», аяты 20-21)

Природа человеческих взаимоотношений — тоже повод для размышлений и указание на мудрость Творца:

«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили у них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом знамения для людей размышляющих» (сура 30 «Ромеи», аят 21)

Смерть и сон — два удивительных события в нашей жизни, о которых нам тоже следует размышлять:

«Аллах забирает души в момент смерти, а ту, которая пока не умирает, — во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определённого срока. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих» (сура 39 «Толпы», аят 42)

Размышления о происходящем вокруг нас, о нашей повседневной жизни тоже приносят прекрасные плоды и не менее действенно укрепляют нашу веру. Человек может просто плыть по течению, не замечая происходящего вокруг и не придавая ему значения, а может жить иначе, извлекая урок из всего, что происходит и с ним самим, и с окружающими.

Глядя на праведных людей и на благодать, которой пропитана их жизнь, а также на то, с каким терпением и смирением они преодолевают постигающие их испытания, и размышляя об их положении и поведении, мы приобретаем очень многое. Мы задумываемся, мы учимся у этих людей, и их благой пример становится для нас поддержкой.

Таким же образом, глядя на людей, которые далеки от веры и упорно ослушиваются Аллаха, мы размышляем над тем, как бесцельно проходит их жизнь, а также над наказанием, которое зачастую постигает их уже в этом мире, задумываемся об их загробной судьбе, и это становится для нас назиданием, делая нас более бдительными и предостерегая нас от вступления на тот же путь.

Величайшим поводом для размышлений становится для нас всякий лишённый того, что есть у нас. Это помогает нам замечать бесчисленные милости, которыми наделяет нас Всевышний. Недаром Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас, и это поможет вам не относиться к милостям Аллаха небрежно» [Муслим].

Видя бедняка и задумываясь о его положении, мы начинаем ценить те блага, которыми одарил нас Господь. Видя слепого, глухого или увечного и задумываясь о том, как человек живёт с этими пороками, мы начинаем ценить дарованные нам здоровье, зрение, слух. Размышляя о положении сирот, мы чувствуем потребность благодарить Всевышнего за родительскую любовь, которой мы были одарены. А размышляя о положении бесплодных, мы начинаем остро ощущать, какая это огромная милость Всевышнего — дети.

Всех благих плодов размышления не сосчитать. Они преображают наш внутренний мир, украшают нрав, помогают ценить жизнь и все те неисчислимые блага, которые мы порой не замечаем и за которые мы чаще всего не благодарим нашего Господа. А те, которые замечают и благодарят, поминают Аллаха языком и сердцем. Они остаются незамеченными людьми, но их светлые и очищенные размышлениями сердца хорошо известны на небесах. Для них приготовлены прощение и щедрый удел, и как же прекрасна их награда.

 

Карима Сорокоумова

По материалам: https://e-minbar.com/ 

Комментарии Вход