ТАФСИР: Виды толкования Кур`ана

10 сентябрь 2020 1142 0
Режим чтения

Текст Заключительного Божьего Откровения не всегда доступен для понимания простыми верующими, в т.ч. и тех, кто в совершенстве владеет арабским языком. Для этого существуют тафсиры – толкования Книги Аллаха, разъясняющие смысл аятов и сур, которые дают более подробную, чем просто перевод, информацию.

При жизни Посланника Аллаха ﷺ все разъяснения относительно смысла Священного Писания давались только им самим. А после его кончины этим занимались сахабы, затем  – табиины, причём одни из них трактовали аяты только на основании слов Пророка ﷺ, другие же использовали альтернативные методы толкования, опираясь на традиции арабов, историю ниспослания тех или иных откровений и так далее.

Тафсиры различаются и по географическому признаку. В истории ислама сформировались три крупнейшие школы толкования Кyр`ана: Мекканская, Мединская и Иракская.

Основоположником Мекканской считается Абдуллах ибн Аббас (р.а.) – сподвижник Милости миров Мухаммада ﷺ и его двоюродный брат. Также представителем этой школы был табиин Саид ибн Джубейр – составитель первого сочинения по толкования коранического текста. Мединская связана с именем Убайя ибн Кааба (р.а.) – писаря Посланника Аллаха ﷺ и одного из лучших чтецов Книги Аллаха. Основоположником Иракской школы считается Абдуллах ибн Мас`уд (р.а.) – тоже один из ближайших сахабов.

 

Источники тафсира

1. Кyр`ан

Наилучшим толкованием считается разъяснение тех или иных положений Булагородной Книги с помощью её самой. Ответы на некоторые вопросы, возникшие в одном аяте или суре, мы можем найти в других частях Кyр`ана. Например, в суре «Дым» говорится:

МЫ НИСПОСЛАЛИ ЕГО В БЛАГОСЛОВЕННУЮ НОЧЬ… (44:3)

Из этого изречения нам неизвестно, о какой именно благословенной ночи идёт речь. Но ответ содержится в первом аяте суры «Могущество»:

МЫ НИСПОСЛАЛИ ЕГО (КУР`АН) В НОЧЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ (ИЛИ ВЕЛИЧИЯ) (97:1)

 

2. Сунна

Вторым источником толкования могут служить хадисы Божьего Посланника ﷺ, через которого Писание ниспосылалось мусульманам. Например, однажды Пророк ﷺ произнёс:

«Тот, с кого будет спрошен отчёт в Судный день, погибнет».

На что Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) спросила: «Разве не сказано, что верующие получат лёгкий расчёт (подразумевая 8-й аят суры “Раскалывание”)?» И её супруг ﷺ ответил, что в аяте сообщается о представлении деяний, т.е. взвешивании их на Весах (Бухари, Муслим).

 

3. Слова сахабов

Составители тафсиров используют также изречения сподвижников Пророка ﷺ. В частности, когда не удаётся найти объяснения в самом Кyр`ане или хадисах. Например, комментируя аят:

МЫ ДАРОВАЛИ ТЕБЕ ИЗОБИЛИЕ [РЕКУ В РАЮ, КОТОРАЯ НАЗЫВАЕТСЯ АЛЬ-КАУСАР] (108:1),

Аиша (р.а.) пояснила: «Это река, дарованная Мухаммаду ﷺ. На её берегах находятся шатры из жемчуга и многочисленные сосуды на подобии звёзд» (Бухари).

 

4. Менее значимые источники:

- Исраилият (самый неоднозначный, который отвергали многие сахабы, но некоторые всё же прибегали к нему) – толкование Кyр`ана на основе схожих повествований из писаний иудеев и христиан.

- Иджтихад (ижтихад, иждихад) – использование собственных умозаключений автора тафсира, например, на основе информации о традициях и обычаев арабов, истории ниспослания аятов и так далее.

- Скрытые знаки – этот источник, как правило, используется в суфизме. Согласно мнению основателей тарикатов, Всевышний может раскрыть смысл того или иного аята любому мусульманину, который стремится к Его довольству. Многие богословы относятся к этому доводу скептически, но некоторые всё же считали такой метод дозволенным при условии соблюдения следующих требований: тафсир соответствует явному смыслу аята, не противоречит разуму и логике, аят содержит слова или словосочетания, позволяющие трактовать его подобным образом,  тафсир имеет тесную связь с явным значением аята.

 

Виды тафсира

1) Аль-Люгайи

Этот вид толкования опирается на лингвистическую составляющую текста Кyр`ана. В таких тафсирах для объяснения смыслов используются стихотворения (пример: Тафсир аль-Вахиди).

2) Аль-Акли

В его основе лежат философские воззрения (пример: Тафсир ар-Рази).

3) Аль-Фикхи

В этой разновидности толкования рассматриваются в основном вопросы поклонения (пример: Тафсир Куртуби).

4) Ат-Тарихи

Здесь рассматриваются вопросы истории народов (пример: Тафсир Хазина́).

5) Биль-Ма`асур

Он основывается на мнениях учёных (пример: Тафсир ибн Касира).

6) Аль-Мутасавваф

Это вид толкования, рассматривающий вопросы, связанные с вероубеждением и богобоязненностью (пример: Тафсир ибн Араби).

 

По материалам: https://islam.global/

Комментарии Вход