Сунны и адабы поминания Аллаха

09 январь 2023 1168 0
Режим чтения

Поминание Аллаха (зикр) – труднейшее из совершаемых деяний, но и величайшее с точки зрения получаемого за него сауаба. Это полное предание себя Аллаху, отдаляющее сердце от всего плохого и очищающее дух.

Зикр означает не только повторение слов «Ляя иляха илляллах», его нужно понимать в более широком смысле. Сахль ибн ‘Абдуллах (радыяллаху ‘анху) говорил: «Кто от чистого сердца, искренне скажет «Ляя иляха илляллах», тот в качестве вознаграждения сможет лицезреть Аллаха».

Рай – это воздаяние за совершенные деяния. В аяте сказано:

فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لِي وَلَا تَكْفُرُونِ

«Вспоминайте обо Мне [как можно чаще], и Я буду помнить о вас [то есть приму ваше поклонение и дарую награду в вечном мире]» («Аль-Бакара / Корова», 2:152)

Поминание Аллаха – это полировка сердец. Наш Пророк ﷺ говорил:

«У всего есть своя полировка. Для сердца же полировка – это поминание Аллаха» (Дайлями «Муснад аль-Фирдаус», № 5027; Байхаки «Шуаб аль-Иман», № 522)

Зикр – показатель имана. Когда многобожник произносит «Ляя иляха илляллах», то о нем судят, как о мусульманине. Зикр – это спасение от раздоров. В хадисе сказано:

«У людей, поминающих Аллаха, иман бывает приметным. Они избавятся от распрей, будут защищены от шайтана, и это станет причиной их спасения от огня Ада» (Ат-Табарани, Аусат, 6931; Ибн Шахин «Ат-Таргиб», 161; Байхаки «Шуаб аль-Иман», 571-572)

Зикр – суть поклонения и ключ к любому делу. Душевный покой и нравственная чистота – одни из сунн и адабов поминания Аллаха. Зикр должен совершаться беззвучно, про себя. Такой зикр в семьдесят раз превосходит зикр, совершаемый вслух. В аяте сказано:

ادْعُوا رَبَّكُمْ تَضَرُّعًا وَخُفْيَةً

«Обращайтесь [с мольбами] к Господу вашему смиренно и тайно [про себя]» («Аль-А‘раф / Преграды», 7:55)

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Наилучший зикр – совершаемый скрытно» (Абу Йа‘ля «Муснад», № 4738; Ахмад ибн Ханбаль «Муснад», № 1477, 3/76)

При поминании Аллаха скрытно, про себя, человек бывает искренним и свободным от показухи. Абу Муса аль-Аш‘ари (радыяллаху ‘анху) поведал: «Мы возвращались из похода на Хайбар. Когда подошли к одному вади, народ начал громко произносить такбир. Наш Пророк обратился к ним с такими словами:

يَا أيُّهَا النَّاسُ، ارْبَعُوا عَلَى أنْفُسِكُمْ، فَإنَّكُمْ لاَ تَدْعُونَ أصَمَّ وَلاَ غَائِباً، إنَّهُ مَعَكُمْ، إنَّهُ سَمِيعٌ قَرِيبٌ

«О люди! Пожалейте себя, ведь, поистине, вы взываете не к глухому и не к отсутствующему, взываете вы к Слышащему, Близкому, и Он находится с вами» («Сахих» аль-Бухари, 131; «Сахих» имама Муслима, Зикр, 44; «Сунан» Абу Дауда, Уитр, 26)

В других похожих хадисах также подчеркивается желательность беззвучного совершения зикра. Однако в комментарии к книге «аль-Кашшаф» сказано, что совершение зикра про себя или вслух зависит от ситуации.

К примеру, шейх, являющийся муршидом (наставником), может повелеть своему только-только начинающему совершение зикра мюриду (ученику) совершать зикр громким голосом, чтобы тот смог избавиться от некоторых засевших у него в голове и в сердце мыслей и чувств. (В «Шарх аль-Машарик» сказано то же самое)

В книге «аль-Мунзир» говорится: «Громко поминать Аллаха дозволительно. А если это делается, не примешивая рия и показухи, то даже желательно. Баракят от такого зикра достигнет торговых лавок, домов и комнат, и там его услышат. За человека, произносившего такой зикр, в Судный день будут свидетельствовать деревья, камни и все другие существа».

Некоторые шейхи рекомендовали зикр, совершаемый скрытно, поскольку в этом случае не будет рия (показухи). А это, в свою очередь, зависит от намерений человека. Твердому в своих намерениях человеку читать Кур`ан и совершать зикр лучше вслух. Ибн Мас‘уд (радыяллаху ‘анху) однажды увидел людей, собравшихся в мечети и совершающих зикр громким голосом. Они повторяли «Ляя иляха илляллах».

– Я считаю вас сторонниками бид‘ата, – сказал он им и вывел их из мечети.

Вопрос: Разве этот поступок Ибн Мас‘уда (радыяллаху ‘анху) не свидетельствует о недопустимости совершать зикр вслух?

Ответ: Причина данного запрета Ибн Мас‘уда (радыяллаху ‘анху) состояла не в том, что они громко произносили зикр, а в их неподобающем поведении в мечети (Ад-Дарими «Сунан», 1/23/210)

Тайный зикр распознается по распространяемому им вокруг особому духу. Тайный зикр совершается сердцем, без участия языка. Этот зикр приносит такое удовлетворение, которое невозможно описать словами. Здесь имеется в виду не тот сокрытый зикр, о котором говорилось ранее. Тот зикр проговаривается языком, но только негромко.

 

Такие зикры, как тахлиль (то есть «Ляя иляха илляллах») или тасбих, лучше совершать только сердцем, или же предпочтительней совершать языком при участии сердца?

По этому поводу были разногласия. Говорили о предпочтительности первого, то есть тайно совершаемого действия, и приводили соответствующие доводы. Другие же считали, что лучше совершать зикр и языком, и сердцем. Второе мнение более правильное. Имам ан-Науауи (рахимахуллах) в комментарии к сборнику имама Муслима также отдал предпочтение этому варианту. («Шарх аль-Масабих»)

Если мюрид (ученик) сумеет с глубокой искренностью совершить тайный зикр в полном смысле этого понятия, то при произнесении «Ляя иляха илляллах» его дыхание начнет издавать аромат, подобный мускусу. Некоторые из великих распространяли вокруг приятные запахи, хотя и не пользовались благовониями. Такие случаи наблюдались нередко. Иногда же воздух, который они вдохнули, при выдохе изливался из их уст в виде луча света. Когда я впадал в сомнения по этому поводу, мой шейх, любимый мной сильнее собственного духа, просвещал меня как подобает.

 

Записывают ли ангелы зикр, совершаемый сердцем, или не записывают?

Относительно этого были разногласия. Некоторые говорили, что ангелы записывают на бумаге и фиксируют аромат, подобный мускусу, исходящий от совершаемого сердцем зикра. Некоторые же говорили, что они не смогут записывать. Зикр, совершаемый сердцем, никто не может распознать, кроме Аллаха, и ангелы не могут его записать. Более достоверным является первое суждение. (Акмалюддин в «Шарх аль-Машарик» объясняет таким образом)

Надо выбирать самый благословенный из всех зикров. А это – калима-и таухид, то есть слова «Ляя иляха илляллах». В хадисе сказано:

أَفْضَلُ الذِّكرِ: لا إله إلا الله

«Самый ценный из зикров – «Ляя иляха илляллах» (Ат-Тирмизи, Да‘уат, 9)

В продолжении этого хадиса говорится:

أَفْضَلُ الدُّعاءِ: الحمد لله

«Наилучшая из дуа – «Альхамдулиллях» (Ат-Тирмизи, Да‘ват, №3383)

Еще в одном хадисе сказано:

وخيرُ ما قلْتُ أنا والنبيونَ من قبلي: لا إلهَ إلَّا اللهُ

«Самое благословенное слово, сказанное пророками до меня и мною, – это слова «Ляя иляха илляллах / Нет бога, кроме Аллаха» (Ат-Тирмизи, № 3585)

Также в хадисе сказано: 

«Кто в определенные часы ночи и дня будет говорить «Ляя иляха илляллах», у того из книги его деяний сотрутся плохие поступки. И он получит новые сауабы» («Сунан» Ибн Маджа, Адаб, 45)

Калима-и таухид надо произносить слегка растягивая слова. Таким образом, каждый орган получит из него свою долю. Совершение зикра в многолюдных местах, на рынках и среди беспечных надо воспринимать как удачу. При частом повторении слов «Ляя иляха илляллах» в таких местах это может побудить невежд и нечестивцев встать на праведный путь.

В «Кунье» сказано: «Если человек, сидя в маджлисе у нечестивцев, совершит ният: «Они заняты нечестием, я же займусь поминанием Аллаха», – то он как будто совершит зикр на рынке. Поминание Аллаха в таких местах превыше совершения зикра в других местах». Аллах лучше знает.

 

Шейх Якуб ибн Сайид ‘Али аль-Ханафи, из книги: «Шир‘атуль Ислам», стр. 259-263

По материалам: http://islamdinr.ru/ 

Комментарии Вход