Ради мирских благ: 4 вида людей, чья жизнь сплошная показуха

16 июнь 2023 1060 0
Режим чтения

Причины возникновения рийа (показухи)

К показухе приводят стремление к определенному положению в обществе, должности, а также стремление обрести уважение и авторитет среди людей.

Человек стремится к этому либо непосредственно для себя самого, либо для того, чтобы посредством этого подчинить людей себе, склонить их к покорности тому, во что он верит или что считает дозволенным, или подтолкнуть их к совершению греха.

Иногда эти три причины, без стремления занять какое-то положение или должность, могут стать началом возникновения рийа.

Таким образом можно сказать, что существует четыре вида рийа (показухи).

 

Первый вид:

Человек который стремиться стать известным посредством своего поклонения, аскетизма, наставничества или большого количества последователей и друзей, подобен тому, кто идя по дороге в одиночку, идет быстрым шагом, но когда на его пусти встречаются люди, он сразу же сбавляет шаг и начинает ступать степенно и размеренно, чтобы люди не сказали про него: «Этот человек из числа нерадивых и несерьезных, и он не относится к тем, кто обладает степенностью».

Среди них есть и такие, кто слыша в свой адрес слова одобрения от людей, даже в одиночку передвигается степенной походкой, стесняясь менять ее. Поэтому идя по дороге в одиночку он заставляет себя идти степенным шагом, чтобы не было необходимости менять походку если вдруг ему на пути встретятся люди.

Этот человек думает, что тем самым он избавился от показухи. Но нет! Наоборот его показуха увеличилась в несколько раз. Так как он исправил свою походку при передвижении в одиночку, ради того, чтобы не подвергнуться осуждению со стороны людей, а не из-за того, что ему стало стыдно перед Аллахом.

Также среди них есть такие, которые рассмеявшись над чем-то или пошутив, сразу же пугаются того, что могут выглядеть призренными и ничтожными в глазах других людей, тут же произносят истигфар, а затем глубоко вздохнув говорят что-то вроде: «Нерадивость и беспечность человека по отношению к своему нафсу, является большим бедствием», тем самым пытаясь исправить положение.

Тогда как Аллах Всевышний прекрасно знает, что случись подобное с этим человеком, когда он находится наедине с самим собой, то он никогда не воспринял бы это как нечто неподобающее. А на людях он делает это только из-за страха перед тем, что люди будут смотреть на него как на несерьезного человека.

Среди них так же есть такие, которые увидев группу людей совершающих тахаджуд-намаз, соблюдающих пост или раздающих садака, присоединяются к ним, чтобы о них не подумали, что они нерадивы или не обладают достаточными знаниями, и делают все то же самое. Хотя находясь в одиночестве, они не делают ничего из этого.

Среди них есть и такие кто в день Арафа или в день Ашура будет страдать от жажды и не пить воду, лишь бы люди не узнали о том, что они не соблюдают пост в эти дни. Если же он не выдержит жажды и будет вынужден пить воду, то станет оправдываться тем, что на самом деле он болен и при соблюдении поста его болезнь может усилиться, или что он был вынужден прервать пост по просьбе другого человека.

Иногда же он продолжает терпеть жажду ради показухи, и чтобы люди не подумали о том, что он пытается оправдаться он невзначай говорит во время разговора: «Такой то человек очень любит своих братьев и постоянно приглашает их к себе на угощение. Сегодня он пригласил меня и был очень настойчив, и поэтому я не смог ему отказать». Или же говорит: «У моей матери очень чувствительное сердце. Она очень любит меня и беспокоится обо мне. Она не захотела чтобы я соблюдал сего пост, так как боится, что я могу заболеть».

Искреннему же человеку совершенно безразлично как на него будут смотреть другие люди. Если он не хочет или не может соблюдать пост, то Аллах Всевышний знает об этом, и этот человек не хочет, чтобы у других людей складывалось впечатление противоречащее тому, что знает Аллах. В противном же случае к его действиям будет примешана рийа.

Если этот человек желает соблюдать пост, то он довольствуется тем, что об этом знает только Аллах Всевышний, и не делает других людей Его соучастниками в этом знании. Однако если этот человек думает, что сообщив другим о том, что он соблюдает пост, станет для них хорошим примером, то в этом случае он может сообщить об этом.

 

Второй вид:

Некоторые люди выставляя напоказ свою смелость и предусмотрительность, стремятся амиром (руководителем) или визирем (заместителем руководителя). Такая рийа (показуха) подобна той, когда человек совершает поклонение и избегает употреблять в пищу сомнительное ради того, чтобы люди считали его надежным и богобоязненным человеком.

Тем самым он желать получить должность кады (судьи) или должность надзорного за имуществом, являющимся вакфом. Или же чтобы люди отдавали ему на хранение аманат, чтобы потом присвоить все это себе, отрицая, что кто-то передавал ему что-то.

Тоже самое относится и к тем, кто представляясь суфием, произносит мудрые слова и зажигательные проповеди, ради того, чтобы расположить к себе женщин и детей, ради совершения греха. Или тем, кто испытывая низменное вожделение берет опеку над сиротой, ради совершения того, что является харамом. Или тем, кто стремясь заполучить высокую должность старается демонстрировать отвагу и знание политики.

 

Третий вид:

Это проявляется в том, что человек совершает поклонение и старается казаться благочестивым ради получения материальных выгод, и ради того, чтобы женщины восхищались им и хотели бы выйти за него замуж. То же самое относится и к тем, кто совершая намаз в одиночку, совершает его торопливо и быстро, не соблюдая ни его адабов ни тадилю-аркян, но когда такой человек находится в обществе других людей, то он наоборот совершает намаз долго и неторопливо, с соблюдением всех адабов намаза. Но делает он это не по причине ожидания вознаграждения от Аллаха Всевышнего, а из-за страха подвергнуться осуждению со стороны людей.

 

Четвертый вид:

Этот вид похож на показуху тех, кто совершая намаз в одиночку, совершает его как можно быстрее, без соблюдения его адабов и тадилю-аркян. Когда такой человек оказывается среди других людей, то он наоборот совершает намаз долго и неторопливо, с соблюдением всех его адабов и с соблюдением тадилю-аркян. Этот человек оправдывает себя тем, что делает так ради того, чтобы защитить других людей от сплетен и злословия в его адрес.

То же самое касается ученика. Совершающего поклонение с рийа, ради того, чтобы получить хорошую оценку или одобрение от своего учителя. Благодаря этому, такой ученик надеется получить полезные знания у своего учителя. Тоже самое касается того, кто учится ради показухи, чтобы получить одобрение своих родителей, и чтобы они считали его хорошим сыном.

Тоже самое касается и того человека, который совершает поклонение вместе с богатыми людьми, ради того, чтобы заполучить их деньги. Он говорит, что полученные деньги необходимы ему в качестве средства для осуществления поклонения.  Тоже самое касается и тех, кто старается совершать поклонения рядом с султанами, визирями и кадыйами, ради получения должности или иных личных выгод. Тоже самое касается и тех, кто стремиться получить высокую должность ради того, чтобы люди были вынуждены прислушиваться к их словам, в том. Что касается побуждения к одобряемому и удержания от порицаемого.

Тоже самое касается и тех кто за определенную плату берет на себя обязательство прочитывать в день один джуз Кур`ана, или совершать определенное количество ракаатов намаза, или произносить тахлиь, тасбих и такбир определенное количество раз, или произносить определенное количество салаватов посланнику Аллаху ﷺ, а саваб за все это передавать тому, кто дает за это деньги, или душам его умерших родственников и близких. Этот несчастный человек совершает все эти виды поклонения зарясь на деньги других людей. Он наивно полагает, что полученные таким способом деньги будут халялем для него, а саваб от этих действий достигнет того, кто оплачивает все это.

Тоже самое касается и того, кто совершает намаз, произносит тахлиль или зикр, только ради того, чтобы подчинить себе людей, чтобы люди желали именно у него научиться тому, как совершаются те или иные деяния, и чтобы они стали его последователями. Все, что делается с подобной целью, также является показухой.

 

Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»

По материалам: https://islam-today.ru/ 

Комментарии Вход