Протирание лица руками после дуа: сунна или порицаемое новшество?

25 май 2022 2871 0
Режим чтения

Протирание лица после ду’а является сунной и практикой наших праведных предшественников, и поэтому никак не может быть отнесена к новшеству или чему-то нежелательному.

Имам ‘Абдурразак (рахимахуллах) от имама Зухрий (рахимахуллах) передал следующее:

كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يرفع يديه عند صدره في الدعاء ثم يمسح بهما وجهه

«Посланник Аллаха при чтении ду’а поднимал руки на уровень груди, а затем протирал ими лицо». (Имам ‘Абдурразак, «Мусаннаф», № 3234)

Данный хадис является мурсаль (разновидность хадисов, в цепочке передатчиков которых отсутствует сподвижник, видевший или слышавший что-то от Посланника Аллаха ﷺ), но, согласно мнению ханафитов, маликитов и одному из мнений имама Ахмада (рахимахуллах), мурсаль является доводом, как на это указал имам Ибн Касир (рахимахуллах):

الاحتجاج به مذهب مالك وأبي حنيفة وأصحابه في طائفة واللهُ أَعْلَمُ. قلت: وهو يحكي عن الإمام أحمد بن حنبل، في رواية

«Ибн Салях сказал: «Использование мурсаля в качестве довода признается маликитским и ханафитским мазхабами». Я говорю: «И от имама Ахмада в одном из риваятов передается то же самое».

Писал имам ан-Науауи (рахимахуллах):

وَذَهَبَ مَالِكٌ وَأَبُو حَنِيفَةَ وَأَحْمَدُ وَأَكْثَرُ الْفُقَهَاءِ إِلَى جَوَازِ الِاحْتِجَاجِ بِالْمُرْسَلِ

«Малик, Абу Ханифа, Ахмад и большинство правоведов склонились к разрешенности использования хадиса «мурсаль» в качестве доказательства». (Шарх Сахих Муслим 1/132)

Также имам ат-Тирмизи (рахимахуллах) передал хадис от ‘Умара ибн Хаттаба (радыяллаху ‘анху):

كان رسول الله صلى الله عليه و سلم إذا رفع يديه في الدعاء لم يحطهما حتى يمسح بهما وجهه

«Пророк ﷺ, поднимая руки при обращении к Аллаху с ду’а, не опускал их, пока не обтирал ими свое лицо». (Имам Тирмизи, № 3386)

Эти два хадиса усиливают друг друга.

Имам Абу Дауд (рахимахуллах) передал от Ибн ‘Аббаса (радыяллаху ‘анху) следующий хадис:

سلوا الله ببطون أكفكم ولا تسألوه بظهورها فإذا فرغتم فامسحوا بها وجوهكم

«Просите Аллаха своими ладонями и не просите Его тыльной стороной ваших рук, а когда заканчиваете свое ду’а, протрите свое лицо вашими ладонями». (Имам Абу Дауд, № 1487)

Хафиз Ибн Хаджар (рахимахуллах) говорит, что это сообщение подтверждается множеством подобных хадисов, что делает это действие достоверным. (Булюгу аль-Марам, стр. 455; хадис 1554-1555; также см. «Фаддуль-уи’а» аллямы Суюты (рахимахуллах).

Сайб Язид (радиаллаху ‘анху) передаёт:

أنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيهِ وَسَلَّمَ كَانَ إِذَا دَعَا فَرَفَعَ يَدَيهِ مَسَحَ وَجْهَهُ بِيَدَيهِ

«Когда Посланник Аллаха ﷺ просил ду‘а, то поднимал обе руки и проводил ими по лицу». (Мишкат т.1, стр. 196)

Имам ‘Абдурразак (рахимахуллах) в «Мусаннаф» сказал следующее:

وذكروا أن من مضى كانوا يدعون ثم يردون أيديهم على وجوههم

«Упомянули саляфы, что те, кто предшествовал, делали ду’а, а затем возвращали руки к лицу». (Имам ‘Абдурразак, «Мусаннаф», № 3256)

Вот примеры практики некоторых саляф (праведных предшественников) в протирании лица после ду’а:

1) Имам аль-Бухари (рахимахуллах) в «аль-Адабу аль-муфрад» передал от Вахба (рахимахуллах):

رأيت ابن عمر وابن الزبير يدعوان يديران بالراحتين على الوجه

«Я видел, как Ибн ‘Умар и ‘Абдуллах ибн Зубайр радыяллаху ‘анхум, после того как обращались с мольбой, протирали лицо». (Имам аль-Бухари, «аль-Адабу аль-муфрад», № №609)

2) Имам ‘Абдурразак в «Мусаннаф» сказал следующее:

رأيت أنا معمرا يدعو بيديه عند صدره ثم يرد يديه فيمسح وجهه

«Я видел Ма‘мара, как он делал ду’а, держа руки у груди, затем возвращал их на лицо и протирал его». (Имам ‘Абдурразак, «Мусаннаф», № 3256)

3) Ибн Наср (рахимахуллах) в «Саляту аль-уитр» сказал:

ورأيت إسحاق يستحسن العمل بهذه الأحاديث

«Я видел Исхака ибн Рахавейхи (Ибн Рахуя), как он одобряет использование этих хадисов (о протирании лица)». (Ибн Наср, «Саляту аль-уитр», № 75)

4) Хафиз Абдур-Раззак ас-Сан’ани (рахимахуллах) сообщил в своём сборнике «Мусаннаф» (2/247–254) следующее:

بَابُ مَسْحِ الرَّجُلِ وَجْهَهُ بِيَدِهِ إِذَا دَعَا عَنِ ابْنِ جُرَيْجٍ، عَنْ يَحْيَى بْنِ سَعِيدٍ، «أَنَّ ابْنَ عُمَرَ، كَانَ يَبْسُطُ يَدَيْهِ مَعَ الْقاصِ» وَذَكَرُوا أَنَّ مَنْ مَضَى كَانُوا يَدْعُونَ، ثُمَّ يَرُدُّونَ أَيْدِيَهُمْ عَلَى وُجُوهِمْ لَيَرُدُّوا الدُّعَاءَ وَالْبَرَكَةَ ” قَالَ عَبْدُ الرَّزَّاقِ: «رَأَيْتُ أَنَا مَعْمَرًا يَدْعُو بِيَدَيْهِ عِنْدَ صَدْرِهِ، ثُمَّ يَرُدُّ يَدَيْهِ فَيَمْسَحُ وَجْهَهُ وَأَنَا أَفْعَلُهُ

«Раздел о том, что человек протирает лицо руками после ду’а: «От Ибн Джурейджа, а ему от Яхьи ибн Саида передаётся, что Ибн Умар простирал свои руки вместе с рассказчиком. И говорят, что те, кто был до нас, делали ду’а, а затем возвращали свои руки на лицо, чтобы пролить баракат ду’а на своё лицо. И я видел, как Ма’мар ибн Рашид делал ду’а, держа свои руки у груди, а затем вернул свои руки на лицо и протёр его. И я делаю так же»».

5) Имам Абу Бакр аль-Фирьяби (рахимахуллах) сказал:

حدثنا إسحق بن راهويه أخبرنا المعتمر بن سليمان قال : رأيت أبا كعب – صاحب الحرير- يدعو رافعا يديه ، فإذا فرغ : مسح بهما وجهه . فقلت له: من رأيت يفعل هذا؟ قال : الحسن بن أبي الحسن البصري

«Исхак ибн Рахавейх рассказал нам, что аль-Мутамар ибн Сулейман сказал ему: “Я видел, как Абу Ка’б делает ду’а, подняв руки, и когда закончил, то провёл руками по своему лицу. И я спросил у него: “Кого ты видел, кто делал бы так?” Он ответил: “Хасана аль-Басри”». (Ас-Суюты, «Фадд аль-уиа», стр. 101)

В конце стоит отметить, что в прошлом некоторые ученые считали это действие новшеством, однако алляма Абдуль-Фатх Мухаммад ибн аль-Имам, рахимахуллах (ум. в 745 г. хиджры) – утверждал, что те ученые, которые отвергали эту практику, не были осведомлены об этих хадисах. (Силяхуль-Мумин, стр. 157)

Так что отвергать эту практику в наше время, после того, как всем стали известны хадисы, подтверждающие ее, будет грубой ошибкой. И поразительно то, что громче всех кричащие о следовании за саляфами, на практике больше всех им и противоречит.

А Аллах же знает лучше.

 

По материалам: http://islamdinr.ru/ 

Комментарии Вход