Правила Хаджа
وَلِلَّهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلًا وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ اللَّهَ غَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ
«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует (то есть не придет к Дому, несмотря на то что способен сделать это), то (он причинит вред только самому себе,) ведь Аллах не нуждается в мирах» (Кyр`ан, 3:97)
Человек считается способным совершить поездку к Каабе, если у него имеются средства на:
1) повседневные нужды,
2) покрытие всех расходов, связанных с поездкой в Мекку, к Дому Аллаха,
3) пребывание в самой Мекке,
4) обратный путь,
5) ваджиб (обязательное) материальное обеспечение лицам, находящимся у него на иждивении, рассчитанное на срок вплоть до его возвращения.
В Священном Кyр`ане и хадисах имеются суровые предупреждения для тех, кто не совершает хадж несмотря на наличие такой возможности (в соответствии с вышеуказанными условиями).
«Допустим, в какой-то момент жизни у человека имелись средства, достаточные для покрытия расходов по хаджу; и к тому же, он был в состоянии сохранить их в своей собственности вплоть до начала сезона хаджа, то есть до начала месяца шавваля. Если впоследствии, вместо совершения хаджа, он израсходовал средства на постройку дома, проведение свадьбы или на какие-то иные цели, то хадж уже стал для него обязательным (фард). Он обязан заново, делая все возможное, собрать необходимые средства, чтобы исполнить обязанность по хаджу».
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Тот, кто совершит хадж ради Аллаха, воздержавшись во время него от непристойных поступков и слов, пороков и грехов, вернётся домой столь же чистым от грехов, каким был в тот день, когда его родила мать» (Бухари и Муслим)
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Совершающие хадж и умру — гости Аллаха. Если они попросят что-нибудь у Аллаха, Он дарует им это» (Ибн Маджа)
Разве существует большее благословение для мусульманина, чем получить от Аллаха прощение всех совершенных грехов и все, о чем он только просил? Посредством этого благословения он мог бы легко достигнуть всех своих земных и небесных целей.
Важное замечание:
Получение всех указанных привилегий зависит от исполнения всех фардов, ваджибов и сунны хаджа. В ином случае, даже если человек и освободится от обязанности хаджа, он, тем не менее, несомненно лишится всех преимуществ и благословений. Паломники, как правило, небрежно относятся к этому. Их не заботит получение знаний в отношении предписаний хаджа и посещения священных мест. Прибыв на священную землю, они вверяют себя неопытным наставникам. Они не заботятся ни о правильном исполнении ваджибов (обязательных действий) хаджа, ни о воздержании от грехов в ихраме. Здесь необходимо отметить, что после надевания ихрама для хаджа или умры человек подпадает под определенные, установленные шариатом ограничения, нарушение которых является тяжким грехом. Более того, за грех, совершенный в пределах Харама Мекки, наказание чрезвычайно сурово. После исполнения хаджа эти невежды думают, что вернулись очистившимися от грехов, и что они получили множество наград от Аллаха в будущей жизни. Но, на самом деле, они возвращаются с большим количеством грехов из-за нарушения ваджибов и сунны хаджа и с ворохом штрафов из-за невыполнения ваджибов ихрама. Конечно, есть вероятность того, что все эти оплошности прощены Аллахом вследствие Его безграничной милости и бесчисленных благословений Мекки и Медины, но у нас нет права небрежно относиться к этому. Кроме того, грех, не принятый всерьез и совершенный небрежно, имеет меньшую вероятность быть прощенным. Поэтому во все времена алимы специально составляли сборники предписаний хаджа, упрощая их представление для удобства паломников из-за своей доброжелательности и сострадания по отношению к ним. Если до начала поездки, равно как и во время нее, эти предписания будут постоянно изучаться, то, если Всемогущий Аллах пожелает, хадж будет Им принят.
Перед отправлением в хадж
Пожалуйста, отнеситесь внимательно к следующим моментам:
1) Пусть ваше намерение будет чистым: стремитесь совершить хадж только ради Аллаха, рассчитывая исключительно на награду на том свете. В вашем намерении не должно быть тщеславия, корыстных планов, жажды мирского почета или финансовых выгод. Конечно, нет ничего плохого, если, по благоволению Аллаха, будут добыты некоторые мирские выгоды (и, как гласят хадисы, они непременно будут), но в ваше намерение они входить не должны.
2) Обратитесь к Аллаху с раскаянием во всех грехах, малых и тяжких. Существуют три условия искреннего раскаяния:
- покаяние и сожаление о грехах, совершенных в прошлом с возможным исправлением упущений;
- прекратить совершение всех грехов в настоящее время;
- намереваться не совершать никаких грехов в будущем.
Это три условия искреннего раскаяния, без которых одно лишь произнесение слов покаяния не будет достаточным.
Упущения, которые можно восполнить и после истечения отведенного срока для данных действий, указаны ниже:
- Посты и намазы, пропущенные после достижения половой зрелости. Их количество нужно подсчитать. Если точный подсчет не представляется возможным, они должны быть восполнены на основе приблизительного расчета.
- Если в прошлом вы не платили закят со своих денег и имущества, следует выплатить его сейчас, основываясь на расчетах или аккуратной приблизительной оценке.
- Если вы, дав клятву, нарушили ее, необходимо искупить нарушение. Также, если вы дали обет Аллаху и не могли осуществить его, необходимо выполнить его сейчас.
- Права людей, которые можно восстановить. Например, вы кому-нибудь задолжали, или у вас есть финансовые обязательства перед кем-то; вы кого-нибудь обидели словами или причинили вред своими действиями, или говорили о ком-то плохо в его отсутствии. За все эти действия вам необходимо попросить прощения у соответствующих людей, равно как и погасить все финансовые обязательства перед ними или же добиться прощения долгов, если ваши кредиторы захотят этого.
«Если человек, которому вы задолжали, умер, выплатите долг его наследникам или же добейтесь от них прощения долга. Если кредиторов много, и их местонахождение неизвестно, отдайте от их имени сумму своего долга беднякам в качестве милостыни. Если вы совершили что-то запрещенное по отношению к ним своими словами или действиями, часто молите о прощении их грехов. Если Аллах пожелает, вы освободитесь от обязанностей по отношению ко всем их правам.
Если пропущенных намазов и постов слишком много, чтобы успеть восстановить их до хаджа, или же ваши обязательства по отношению к другим настолько велики, что в настоящее время не в ваших силах их выплатить или выпросить у кредиторов прощение долгов, тогда вам нужно прямо сейчас твердо вознамериться погасить все эти обязательства или добиться прощения у соответствующих людей. И в то же время нужно выплатить все, что вы в состоянии выплатить. На оставшиеся обязательства составьте завещание и назначьте кого-нибудь из своих родственников или близких друзей в качестве исполнителя завещания, чтобы в случае, если вы не сможете при жизни выплатить все долги, этот человек мог погасить все ваши обязательства.
Человеку, обремененному долгами, после уплаты которых у него не останется свободных средств, лучше не намереваться совершать хадж до погашения своих обязательств. Ему сначала нужно задействовать все свои ресурсы для выплаты всех своих задолженностей. Если до погашения долгов он исполнит хадж, то, тем не менее, его обязанность по совершению хаджа будет выполнена. Данные долги, конечно, не включают текущие коммерческие кредиты, которые не могут быть причиной откладывания хаджа.
«Если обремененный долгами человек не располагает имуществом, достаточным для погашения своих долгов, его отправление в хадж не дозволено без разрешения кредиторов» («Манасик» муллы Али Къари)
3) Внимательно отнеситесь к законности средств, расходуемых для хаджа. Хадж, совершенный на добытые нечестным путем средства, не получает одобрения и лишается небесной награды, хотя обязанность по его совершению и признается исполненной.
«Если средства — несколько сомнительного происхождения, их обладателю следует занять достаточное на покрытие расходов по хаджу количество денег у немусульманина и затем выплатить ему из своих средств. Это делается для того, чтобы не лишиться небесных даров и наград».
4) Готовясь к хаджу, не забудьте приготовить необходимую одежду для ихрама. Для ихрама будет достаточно двух кусков ткани. Лучше, если ткань будет белого цвета. Ихрам, состоящий из двух больших полотенец, который может легко заменить два куска ткани, намного лучше в жаркие дни лета и во время холодных зим. Если возможно, приготовьте два или три ихрама для поочередного использования в случае их загрязнения.
Отправляясь в хадж
1) Прощаясь, паломник должен добиться прощения своих ошибок его друзьями и родственниками и попросить их молиться за его благополучие. Когда он уже вознамерится выйти из дома, ему следует исполнить два ракаата нафль-намаза. Подойдя к выходу из дома, ему следует произнести суру «Аль-Кадр» (сура 97). Когда он выйдет, ему следует дать милостыню, сколько сможет себе позволить, и произнести Аят-уль-Курси. Далее ему следует обратиться к Аллаху со следующими словами:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ أَنْ أَضِلَّ ، أَوْ أُضَلَّ ، أَوْ أَزِلَّ ، أَوْ أُزَلَّ ، أَوْ أَظْلِمَ ، أَوْ أُظْلَمَ ، أَوْ أَجْهَلَ ، أَوْ يُجْهَلَ عَلَيَّ
«О Аллах! Прошу у Тебя защиту, чтобы я не сбился с пути и меня не сбили с него, чтобы я не притеснял и меня не притесняли, и чтобы я не совершал невежественных поступков и не являлся жертвой таковых».
Следует произнести также следующее мольбу (дуа):
اللَّهُمَّ إِنَّا نَسْأَلُكَ فِي سَفَرِنَا هَذَا الْبِرَّ وَالتَّقْوَى ، وَمِنَ الْعَمَلِ مَا تَرْضَى ، اللَّهُمَّ هَوِّنْ عَلَيْنَا سَفَرَنَا هَذَا ، وَاطْوِ لَنَا بُعْدَهُ ، اللَّهُمَّ أَنْتَ الصَّاحِبُ فِي السَّفَرِ ، وَالْخَلِيفَةُ فِي الأَهْلِ ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ وَعْثَاءِ السَّفَرِ ، وَكَآبَةِ الْمَنْظَرِ ، وَسُوءِ الْمُنْقَلَبِ فِي الْمَالِ والأَهْلِ وَالْحَوْرِ بَعْدَ الْكَوْرِ ، وَدَعْوَةِ الْمَظْلُومِ
«О Аллах! Просим у Тебя праведности и набожности в нашем путешествии. Просим Тебя благословить нас поступками, которые угодны Тебе. О Аллах! Сделай наше путешествие комфортным для нас и помоги нам в пересечении этого расстояния с легкостью. О Аллах! Ты — наш спутник в этой поездке и опекун нашей семьи, оставляемой нами. О Аллах! Прошу Твоей защиты от бед в этом путешествии, от печали вследствие неприятных сцен, от того, чтобы увидеть свое имущество и семью в плохом состоянии по возвращении, и от проклятия притесненного».
2) Если паломник не помнит арабский текст дуа, можно произнести их смысл, указанный в переводе.
3) Покидая родственников, следует повторить следующую мольбу:
أَسْتَوْدِعُكُمُ اللهَ الَّذِي لاتَضِيعُ وَدَائِعُهُ
«Я вверяю вас защите Аллаха, под чьей опекой ничто не утрачивается».
4) Входя в транспортное средство, следует сказать «Бисмиллях…» и следующую мольбу:
سُبْحَانَ الَّذِي سَخَّرَ لَنَا هَذَا وَمَا كُنَّا لَهُ مُقْرِنِينَ وَإِنَّا إِلَى رَبِّنَا لَمُنْقَلِبُونَ
«Пречист тот, кто подчинил это нам, ведь мы сами на такое были неспособны. Воистину, мы вернемся к нашему Господу».
Во время поездки
Воздержитесь от недопустимых и глупых разговоров. Насколько это возможно, поминайте Аллаха или изучайте религиозные книги, вызывающие глубокую озабоченность жизнью на том свете и исправляющие человека.
Приступая к хаджу:
Подобно тому, как намаз начинается с открывающего такбира (произнесения «Аллаху акбар»), хадж и умра начинаются с ихрама. Подробности правил ихрама будут представлены далее в этой книге. Однако перед тем, как присутпить к их рассмотрению, необходимо понять разницу между хаджем и умрой, а также отличия всех видов хаджа.
Хадж и умра
Существуют две разновидности почитания, имеющие отношение к Каабе. Первая — хадж, большинство действий которого совершаются в течение пять дней месяца зульхиджи. Ни в какие другие дни, кроме этих пяти, эти действия исполняться не могут. Вторая — умра, которая может совершаться в любые дни и месяцы года за исключением пяти дней хаджа. Умра включает в себя три действия:
- надевание ихрама для умры, совершаемое в микате или до него;
- исполнение тавафа (обхода вокруг Каабы) по достижении Мекки;
- совершения сая (быстрого семикратного прохода) между холмами Сафа и Марва, после чего волосы стригут или бреют, и на этом ихрам завершается.
Хадж и умру можно совершать вместе или по отдельности. В зависимости от этого различают три вида хаджа.
Три вида хаджа
Первый: Начиная поездку, принять намерение исключительно на хадж и надеть ихрам именно с этим намерением. Хадж и умра не объединяются. Хадж этого вида называется «ифрад», а паломник — «муфрид».
Второй: Объединение хаджа и умры и принятие намерения с самого начала для них обоих. Ихрам также одевается с таким объединенным намерением. Такой вид носит название «кыран», а паломник — «карин».
Третий: Исполнение хаджа и умры вместе таким образом, что в микате ихрам надевается сначала только для умры. В этот ихрам входят без намерения совершения в нем хаджа. По прибытии в Мекку исполняются обязанности по умре. После укорачивания или сбривания волос, ихрам для умры завершается. Восьмого числа месяца зульхиджи ихрам для хаджа надевается заново в мечети «Аль-Харам». Этот вид хаджа называется «таматту», а паломника называют «мутаматти».
Паломник свободен в выборе любого из этих трех видов, но кыран стоит выше других. Все три вида отличаются друг от друга в плане определения намерения и ношения ихрама. Каждый из видов также имеет определенные особенности в некоторых действиях, совершаемых во время паломничества. Поэтому следует тщательно запомнить их отличия.
Различия между тремя видами хаджа
Первое различие связано с принятием намерения. Для исполнения первого вида хаджа (ифрад) следует принять намерение только на хадж. В хадже второго типа намерение принимается и на хадж, и на умру. В третьем виде (таматту) намерение во время надевания первого ихрама определяется только для умры.
Другое значимое различие касается ношения ихрама, продолжительность которого в первых двух видах длится вплоть до исполнения всех ритуалов хаджа, в то время как при третьем виде оно заканчивается после прибытия в Мекку, когда волосы паломника сострижены или сбриты после исполнения ритуалов умры (то есть тавафа вокруг Каабы и сая между холмами Сафа и Марва). Далее паломник может оставаться в Мекке без ограничений ихрама вплоть до 8-го зульхиджи, когда он снова надевает ихрам в мечети «Аль-Харам» (или в месте своего проживания в Мекке, или др.) для исполнения хаджа. Третий вид хаджа безусловно удобнее, но кыран предпочтительнее при условии, что паломник успешно соблюдает длительные ограничения ихрама. В ином случае, лучше совершить таматту.
Как бы то ни было, ритуалы и предписания хаджа, умры и ихрама схожи для всех трех видов. Единственное различие заключается в том, что для кыран- и таматту-паломников жертвоприношение в долине Мина 10-го зульхиджи является ваджибом (обязательным), а для ифрад-паломника это только мустахаб (желательно).
Намерение, описанное выше для различных видов хаджа, устанавливается только посредством собственного настроя на их исполнение и посредством произнесения соответствующих слов на своем языке. Однако лучше произносить их на арабском. Например, для ифрада намерение произносится так:
اَللَّهُمَّ إِنِّي أُرِيدُ الْحَجَّ فَيَسِّرْهُ لِي وَتَقَبَّلْهُ مِنِّي
«О Аллах! Намереваюсь совершить хадж. Облегчи его мне и прими!»
Намерение для кырана произносится следующим образом:
اَللَّهُمَّ إِنِّي أُرِيدُ الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ فَيَسِّرْهُمَا لِي وَتَقَبَّلْهُمَا مِنِّي
«О Аллах! Намереваюсь совершить хадж и умру. Облегчи их мне и прими!»
Для таматту намерение при надевании первого ихрама произносится так:
اَللَّهُمَّ إِنِّي أُرِيدُ الْعُمْرَةَ فَيَسِّرْهَا لِي وَتَقَبَّلْهَا مِنِّي
«О Аллах! Намереваюсь совершить умру. Облегчи ее мне и прими!»
Здесь мы приводим слова намерения как на арабском, так и на русском. Если человеку трудно заучить слова на арабском, разрешается сказать их на своем языке — будь то русский, татарский, башкирский или др.
Как надевать ихрам
Когда вы решите надеть ихрам, вам следует сначала искупаться, хотя если будет сделано только малое омовение, этого тоже будет достаточно. Является сунной перед купанием или омовением подстричь ногти, усы, побрить волосы в паху и подмышками и подстричь или побрить волосы на голове, если это входит в привычки, или же причесаться. По сунне ихрам состоит из двух кусков ткани, новой или постиранной б/у. Один из них используется для прикрытия нижней части тела, а другой — для верхней. Черный или любой иной цвет для ихрама тоже допустим. Когда холодно, можно использовать также одеяла или полотенца. Нижний кусок ткани должен быть выше щиколоток.
После надевания ихрама сунной является исполнение двух ракаатов нафль-намаза при условии, что он не исполняется в запрещенное время, то есть во время восхода или захода солнца или ровно тогда, когда солнце в зените, или в промежуток между утренним намазом и восходом, или в промежуток между аср-намазом и закатом. После первой суры («Фатиха») в первом ракаате нафль-намаза желательно прочитать 109-ю суру («Неверующие»), а во втором — 112-ю («Ихляс»). Однако произнесение любой другой суры тоже допустимо. Во время этого намаза голову следует накрыть верхней частью ихрама, поскольку правила ихрама, требующие оставлять голову непокрытой, еще не вступили в силу.
После прочтения этих двух ракаатов нафль-намаза вам нужно принять намерение в соответствии с тем видом хаджа, который вы собираетесь совершить. Намерение принимается посредством собственной решимости на его исполнение, а также произнесения слов намерения, приведенных ранее.
После этого следует произнести слова тальбии, признанная по сунне формулировка которой приведена ниже. Эти слова следует тщательно выучить. Сокращение или пропуск любого из слов является макрухом (порицаемым действием).
لَبَّيْكَ اللَّهُمَّ لَبَّيْكَ ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ ، إِنَّ الْحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالْمُلْكَ ، لا شَرِيكَ لَكَ
«Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Воистину, вся хвала, милость и власть надо всем и вся принадлежат Тебе! Нет у Тебя сотоварища!»
Ихрам не начинается только лишь вследствие принятия намерения для него. Он начинается вместе с произнесением слов тальбии. Поэтому следует убрать верхнюю часть ихрама с головы, чтобы уже перед произнесением тальбии голова была непокрытой. С этого момента указанные слова тальбии следует часто повторять громким голосом, особенно при смене обстановки, то есть, например, утром и вечером, когда встаете или садитесь, выходите или входите, встречаете людей или покидаете их, вставая с постели, садясь в транспортное средство или высаживаясь из него, поднявшись на возвышенность или опустившись с нее в низину; это мустахаб-муаккада (особенно желательное действие), поскольку этому действию придается большее значение, чем одному обычному мустахабу (желательному действию). Однако женщинам не разрешается произносить тальбию громко. Им следует повторять ее тихим голосом. В мечетях произнесение тальбии не должно быть настолько громким, что будет мешать молящимся.
Когда бы вы ни произносили тальбию, делайте это трижды, а после громкого трехкратного ее произнесения хорошо бы произнести салават (просьбу о благословении Аллахом Пророка) тихим голосом. После этого вы можете молить Аллаха о том, о чем желаете и к чему стремитесь. По Сунне, мольба после тальбии имеет следующий вид:
اَللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ رِضَاكَ وَالْجَنَّةَ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ غَضَبِكَ وَالنَّارِ
«О Аллах! Прошу Тебя о Твоем довольстве и рае, и прошу у Тебя защиты от Твоего гнева и ада».
Ограничения ихрама
В состоянии ихрама недопустимы и неправомерны следующие действия:
1. Для мужчин: ношение одежды, сшитой или связанной по форме тела (например, рубашки, брюк, нижнего белья, пальто и т.д.). Нет ничего плохого в сшитой заплатке к ихраму равно как и в прошивании нижней части ихрама посередине. Сшитый кошелек или пояс для денег также являются исключением.
2. Для мужчин: покрывать голову или лицо.
3. Наносить какое бы то ни было душистое вещество на тело или одежду, использовать ароматное мыло, есть душистый табак. Намеренное вдыхание аромата сладко-пахнущих цветов и фруктов тоже является макрухом (порицаемым). Однако непреднамеренному ощущению какого бы то ни было аромата никакого значения не придается.
4. Срезать волосы с любой части тела.
5. Подстригать ногти.
6. В ихраме запрещены любые поцелуи и объятия с женой, а также интимная близость.
7. В состоянии ихрама запрещено даже упоминать о половом акте в присутствии женщины.
8. Ссоры и пререкания.
9. Охотиться или помогать охотнику.
10. Убивать вшей на себе или своей одежде.
11. Убивать саранчу.
Ихрам для женщин
Женский ихрам и хадж аналогичны мужскому. Единственное отличие — в том, что женщинам следует оставаться одетыми в сшитую одежду. Женщине также следует покрывать голову. Только лицо должно остаться непокрытым, но в присутствии посторонних мужчин вуаль следует накинуть так, чтобы она не могла касаться лица. Женщине разрешается носить чулки и перчатки. Ношение украшений тоже разрешено.
Состояние родового кровотечения не сказывается на действительности хаджа, но в этой ситуации женщине не следует читать два ракаата нафль-намаза для ихрама.
Следует строго соблюдать все перечисленные ранее правила и ограничения ихрама. Действовать вразрез им — грех, и в большинстве случаев для его искупления обязательно потребуется дамм (штрафной забой животного), полное описание которого можно узнать из соответствующих книг или задав вопрос алимам. Однако наиболее нужные правила приведены и в этой брошюре.
Нарушение перечисленных правил — грех. Более того, из-за этого хадж становится неполноценным, хотя обязанность по совершению хаджа будет выполнена.
«Бывает, что нарушение может быть настолько серьезным, что хадж полностью аннулируется и обязательным становится его исполнение на следующий год. Такая опасность касается совершения полового акта перед пребыванием в Арафате. Другие случаи близости, не являющиеся половым актом, с поцелуями и объятиями тоже являются грешными, но не аннулируют хадж».
Микаты: где и когда входить в состояние ихрама
С четырех сторон Мекки Посланник Аллаха ﷺ обозначил места, по достижении которых надевание ихрама становится обязательным для паломников, направляющихся в Мекку, независимо от того, надевается ли ихрам для хаджа или для умры. Эти места называют микатами. Об установлении микатов говорится в достоверных (сахих) хадисах благородного Пророка ﷺ.
Указанная выше обязанность по надеванию ихрама в микате — общая для всех людей, живущих за пределами территории, ограниченной микатами. Когда бы они ни вступали на территорию, ограниченную микатами, с намерением поехать в Мекку, независимо от того, носит ли их поездка коммерческий характер, или же они навещают друзей и родственников, в любом случае они подпадают под обязанность в отношении прав Дома Аллаха: они обязаны прибыть в Мекку после того, как наденут ихрам в микате. Если они едут во время хаджа, они надевают ихрам для хаджа; в ином случае, им следует надеть ихрам для умры и выказать почтение Дому Аллаха. Предполагается, что только после этого они займутся своими делами (Бадаи). Однако если их поездка в Джидду проходит без намерения посещения Мекки, а вместо этого намерением является посещение Джидды или Медины, то в этом случае надевать ихрам с миката не нужно.
Всего микатов пять:
Зульхулейфа — для прибывающих со стороны Медины. Находится примерно в шести милях от Медины по дороге в Мекку. Здесь же находится мечеть. Сейчас это место известно как Бир-Али.
Джухфа — для паломников, прибывающих со стороны Сирии. Находится около г.Рабиг, известном манзиле (остановке) по дороге в Медину.
Карн-уль-Маназиль — для прибывающих из Неджда.
Ялямлям — для прибывающих со стороны Йемена. Это холм, находящийся в пятнадцати-двадцати милях от морского побережья. Это микат для людей из Йемена и Адена. В прежние времена, когда в Джидде не было порта, паломники, добиравшиеся морским путем из Индии, Пакистана и других восточных стран, вынуждены были избирать этот маршрут. Поэтому этот микат обычно считают также микатом для жителей Пакистана и Индии.
Зату Ирк — для прибывающих со стороны Ирака.
Те, чей маршрут не проходит через эти микаты, должны одеть ихрам для входа в Мекку в тех местах, которые находятся напротив любого из микатов. Однако надевание ихрама должно происходить до вхождения в такие места.
Указанные микаты были установлены для всех, кто живет в любой точке мира за их пределами. Весь мир за границами, очерченными микатами, называется Афак, а его обитателей называют термином «афакы».
Жители территории, очерченной микатами
Священная Кааба — чрезвычайно величественное место. В качестве обозначения этого, Всевышний Аллах установил три круга вокруг нее. Для каждого из кругов имеются определенные предписания, которые следует исполнять, будучи в них.
Первый круг — это мечеть «Аль-Харам» (мечеть вокруг Каабы), в центре которой расположен Дом Аллаха. После Дома Аллаха наиболее выдающимся и почитаемым местом считается территория этой мечети. Существует целый ряд правил, касающихся данного места, но, поскольку они не имеют прямого отношения к ихраму, мы о них говорить здесь не будем.
Второй круг — это территория Харам. Данный круг ограничен метками границ территории Харам, зафиксированных за пределами Мекки. Расстояние от границ территории Харам до границ Мекки составляет примерно от трех от девяти миль. Жителей территории Харам называют Ахль-Харам (люди заповедного места).
Третий круг — местность, ограниченная микатами. Если людей, проживающих во втором круге (то есть на территории Харам), называют Ахль-Харам, то тех, кто живет за границами Харама, но внутри круга микатов, называют Ахль-Хилль (люди места дозволенностей).
Обитателей мест за пределами границ микатов называют Ахль-Афак.
Правила в отношении ихрама для Ахль-Афак уже были разъяснены: во время любой поездки в Мекку для них является обязательным надевание ихрама перед тем, как они вступят в границы миката или мест напротив него. Эта обязанность не зависит от цели поездки: будь то хадж, умра, некие коммерческие цели, визит к друзьям и т.д.
Для тех, кто живет в круге микатов, но за границами территории Харам (то есть Ахль-Хилль), правилом в отношении ихрама будет то, что, если они намереваются поехать в Мекку для хаджа или умры, им нужно одеть ихрам в тот момент, когда они покидают свой дом, или же, самое позднее, перед тем, как они достигнут границ территории Харам. Если же их поездка в Мекку носит коммерческий характер, или ее цель — какая-то иная потребность, им не требуется соблюдать ихрам: они могут отправиться в Мекку без ихрама в любое время, когда пожелают.
На тех, кто живет на территории Харам, ограничения ихрама в повседневной жизни тоже не действуют. Но когда они желают совершить умру, они выходят за границы Харама и надевают ихрам. Если они намереваются совершить хадж, они надевают ихрам, непосредственно будучи на территории Харам.
Муфтий Мухаммад Шафи’ Усмани аль-Ханафи (1897-1976), из книги: «Ахкам уль-Хадж»
По материалам: http://islamdinr.ru/