Пост и его польза

22 март 2023 1161 0
Режим чтения

Пост является одной из пяти основ Ислама. Пост означает не только воздержание от приема пищи и питья в установленное время. Пост соблюдается не только желудком. Важно, чтобы в этом поклонении принимал участие весь организм человека.

Поддавшись страстям, злословить о ком-то, лгать и распространять сплетни является великой растратой, сводящей к нулю все деяния человека. Наш Пророк ﷺ говорил:

 مَنْ لَمْ يَدَعْ قَوْلَ الزُّورِ وَالْعَمَلَ بِهِ وَالْجَهْلَ فَلَيْسَ لِلَّهِ حَاجَةٌ أَنْ يَدَعَ طَعَامَهُ وَشَرَابَهُ

«Если (человек во время поста) не оставит лживые речи и дела соответствующие этим речам и безрассудство, то у Аллаха нет нужды в том, чтобы (такой человек) оставлял свою пищу и питьё» (Ахмад 2/452, 505, аль-Бухари 6057, Абу Дауд 2362, ат-Тирмизи 707, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 3245-3248, Ибн Маджах 1689, Ибн Хиббан 3480)

Во время поста нужно следить не только за тем, чтобы ничего не попало в рот, но и за тем, чтобы из него не исходило что-то скверное или недозволенное.

Пост, совершенный по всем правилам, вводит человека в духовную атмосферу аскетизма, благодаря чему в нем начинает сильнее проявляться чувство милосердия и сострадания, и он удостаивается своей доли от сыфата (качества) Аллаха «ар-Рахман (Милостивый)».

Пост – школа воспитания, в которой усмиряются страсти и вырабатывается способность проявлять терпение. Такой пост становится щитом, защищающим человека от адских мучений.

Пост – это вид поклонения, который напоминает о ценности благ, посланных Аллахом, воодушевляет к прославлению и благодарности, помогает понимать состояние бедных и нуждающихся людей, пробуждая чувство милосердия.

В каждом искренне совершенном поклонении заложено множество полезных свойств, которые направляют к выполнению других видов поклонения. Например, намаз направляет к посту, пост – к закяту.

Пост – эта поклонение, которое начинается до рассвета и завершается с заходом солнца и состоит в воздержании от еды, питья и интимных отношений. Пост наступает каждый год с началом лунного месяца Рамадан и длится в течение 29 или 30 дней.

Пост – это поклонение, которое очищает человека и физически, и духовно.

Соблюдение поста ради Аллаха дает человеку состояние умиротворения и наслаждения настолько, насколько он готов жертвовать собой. Известно немного видов поклонения, подобных посту, которые пробуждали бы чувство готовности к самопожертвованию, достойной Аллаха. Когда Господь повелевает нам воздержание от пищи, мы с готовностью отказываемся от нее, желая Его довольства. Наступление времени разговения для верующих является, пожалуй, самым ожидаемым и благословенным временем.

Стоит соблюдать пост только ради того, чтобы испытать это мгновение радости. Но еще большая радость, которую невозможно познать, будучи в дольном мире, ожидает верующего в вечной жизни, когда, представ перед Всевышним, он увидит награды за соблюденные посты (Бухари, Саум, 9; Муслим, Сыям, 163).

Человек находится в состоянии постоянной борьбы между низким и возвышенным. Если страсти возобладают над ним, дурные желания и чувства наполняют сердце. Но если он сможет взять контроль над самим собой и очистить сердце от низменных побуждений, то возвышенные цели и чувства будут превалировать в его душе. Как пища подпитывает и дает силу телу, так и намаз, закят, хадж, чтение Ку`рана и пост подпитывают и укрепляют душу, улучшают духовное состояние.

Пост, обессиливая плоть, способствует усмирению страстей, укреплению духа, таким образом служа перевоспитанию человека и обретению им таких качеств, как терпение, воля, старательность, непреклонность, удовлетворенность, стойкость перед испытаниями и отстранение от зла.

Чувство голода, испытываемое постящимися, служит напоминанием о ценности дарованных благ, наполняет сердца благодарностью к Всевышнему Господу и милосердием к Его рабам. В этом отношении пост является средством для преодоления неприязни, вызванной завистью и ненавистью между богатыми и бедными, власть имущими и простыми людьми. Пост был предписан не только общине пророка Мухаммада ﷺ, а и предыдущим народам. В Кур`ане Аллах Всевышний повелевает:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمُ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

«О верующие! Предписан вам пост так же, как он был предписан тем, кто жил до вас, чтобы вы были богобоязненными» (Сура аль-Бакара, 2/183).

Пост увеличивает богобоязненность. Для обретения духовной пользы от поста, следует привести в равновесие его физическую и духовную составляющие. Не только наше тело, а и наши сердце, язык, разум должны находиться в посте, будучи оберегаемыми от всего недозволенного и сомнительного. Целью соблюдения поста является духовное возвышение и достижение особой тонкости в понимании и исполнении повелений Аллаха. Поэтому соблюдающий пост должен самым тщательным образом избегать лжи, ссор, пустословия, всего греховного и недостойного. Нужно уметь сохранять спокойствие и на грубость, обращенную к нему, ответить молчанием. Посланник Аллаха ﷺ предупреждал, что Господь Бог не доволен постом, который соблюдается с нарушением этих условий. В этом случае верующий выполняет обязательное предписание религии, но при этом лишается духовного блага поста. Следовательно, мусульманин, который намеревается соблюдать пост должным образом, избавляется от плохой нравственности.

Пост способствует улучшению и сохранению здоровья. Соблюдая пост, человек избавляется от лишнего веса, его пищеварительная система, которая непрерывно работала в течение года, отдыхает. Бесспорно, что голодание полезно для очищения организма от шлаков и лечения некоторых видов заболеваний.

Пост активизирует работу мозга и пробуждает духовные способности. Мудрый Лукман так наставлял своего сына:

«Когда у тебя наполняется желудок, твои мысли засыпают, мудрость молчит, а органы пренебрегают поклонением».

Пост приучает к дисциплине в питании и питье, вырабатывая привычку контролировать свой аппетит, удерживая от переедания, ведущего к возникновению различных болезней.

В современной медицине для лечения хронических заболеваний используют в том числе метод голодания, длительность которого зависит состояния больного.

Известный французский врач Виктор Поше (Viktor Pauchet), автор трудов по физическому и психическому здоровью человеческого организма, советовал: 

«Временами соблюдайте пост, как это делают мусульмане».

Этот совет профессор Пьер Мулен (Prof. Dr. Pierra Moulin) аргументирует следующим образом:

«Одним из самых полезных предписаний исламского мира является пост. Пост – это и физический, и духовный отдых организма. Он очищает ткани, выводит накопившиеся токсины и вредные вещества. Таким образом, мусульмане дают отдых своему телу в течение месяца каждый год. Отсутствие поста в христианстве – большая потеря».

Однако не следует забывать, что пост прежде всего соблюдается с намерением поклонения. Польза от поста, который соблюдается с другими намерениями, сводится к нулю. По результатам исследования, проведенного в Эрзурумском университете, между религиозным постом и голодовкой, объявляемой с целью протеста, существует огромная разница. Хотя действия одни и те же, но так как намерения и настрой различны, отличается и воздействие их на организм человека. При соблюдении поста работа гормонов способствует положительным процессам, тогда как во время голодовки они наносят ущерб организму, разрушая его.

Пост месяца Рамадан имеет глубокий смысл. Один из них – укрепление единства всей мусульманской уммы посредством одновременного выполнения этого религиозного предписания. Делать что-либо, чувствуя себя частью большой общины, намного легче и, кроме того, это чувство придает настроение праздника и воодушевления каждому участнику. Таким образом поклонение, выполнение которого может показаться трудным, происходит в атмосфере радости, вдохновения и любви.

Лунный месяц Рамадан никогда не приходится на одно и то же время года, а постоянно передвигается на несколько дней вперед. Жара и холод, прохлада и тепло, короткие и долгие дни, периодически сменяя друг друга, наступают с месяцем Рамадан, и таким образом, благословение священного месяца наполняет все дни года.

Целью поста никак не является изнурение тела и причинение страданий. В Исламе всегда следует придерживаться умеренного пути. Пророк Мухаммад ﷺ призывал совершать «сахур» (еда) до рассвета и спешить с разговлением после захода солнца. (Бухари, Саум, 45; Муслим, Сыям, 48; Тирмизи, Саум, 17/708)

Главной целью поста является выполнение поклонения, предписанного Аллахом, достижение благочестия, умиротворения и покоя, которыми будет доволен Господь.

 

Шейх Мурат Кая аль-Ханафи, из книги: «Ислам – руководство на пути в вечность», 267-270

По материалам: http://islamdinr.ru/ 

Комментарии Вход