Положения клятвы в Исламе

04 ноябрь 2022 2768 0
Режим чтения

Человек должен избегать частых клятв с именем Аллаха. Кто часто клянется, тот принижает достоинство имени Аллаха и не проявляет достаточного почтения к Нему. Аллах пречист от всех этих недостатков. Частое принесение клятвы является макрухом (порицаемым), а это не приличествует му’мину. Принесение заведомо ложных клятв подобно опустошению страны. Наш Пророк ﷺ упомянул ложную клятву среди тяжких грехов, за которых не бывает искупления.

В хадисе сказано:

«Нельзя приносить клятву, если в ней содержится вероятность лжи хотя бы с комариное крылышко. А иначе в сердце этого человека образуется черная точка» (Ат-Тирмизи «Сунан», хадис 3020; «Сунан» Ибн Маджа, 12/374, хадис 5563; аль-Хаким «Мустадрак», 4/329)

Нельзя клясться таким образом: «Уаллахи, Аллах сделает так». Однако если так станет клясться один из друзей Аллаха – аулия, то Аллах сделает его клятву правдивой и защитит его от нарушения своей клятвы. Такое подтверждение Всевышним правоты Его приближенного раба – это один из караматов аулия.

Анас ибн Малик (радыяллаху ‘анху) сообщил следующее: однажды его тетя Рубейи выбила зуб одной женщине из ансаров. Попросили прощения, но та женщина не простила. Об этом сообщили Посланнику Аллаха , и он велел произвести кысас (воздаяние равным). Анас (радыяллаху ‘анху) воскликнул:

– Теперь что, Рубейи сломают зуб? Клянусь Аллахом, направившим тебя истинным пророком, зуб не будет сломан!

Наш Пророк возразил:

– В Книге Аллаха велено произвести кысас.

Через некоторое время стороны согласились на выплату дията (компенсации). В итоге наш Пророк сказал:

«У Аллаха есть такие рабы, когда они клянутся, Аллах подтверждает правдивость их клятвы» («Сахих» аль-Бухари, Дият, 19, Сулх, 8; «Сахих» имама Муслима, Касаме, 24 (1675); «Сунан» Абу Дауда, Дият, 39)

В чем же причина того, что после вынесения Посланником Аллаха решения о совершении кысаса, один из его сподвижников стал ему возражать?

На такой вопрос можно ответить следующим образом: сподвижник возразил не с целью отменить решение, а для того, чтобы побудить к совершению дията. Или же он был уверен в том, что Аллах не поставит его в затруднительное положение. Недаром его клятва была исполнена. По внушению Аллаха противостоящие стороны согласились на дият. Вот подобные случаи представляют собой караматы аулия.

В один из дней Абу Хафс (радыяллаху ‘анху) по дороге встретил охваченного горем селянина.

– Что случилось? Всё ли у тебя в порядке? – спросил он.

– Я потерял своего осла, и кроме него у меня ничего нет, – ответил селянин.

Абу Хафс (радыяллаху ‘анху) взмолился:

– Йа Рабби! Клянусь Твоим достоинством! Если Ты не вернешь этому человеку его осла, я не сделаю больше ни шагу!

И в это время вдалеке показался осел. («Шарх аль-Машарик»; «Раудат ан-Насихин»)

Человеку не стоит самоуверенно произносить клятвы, подражая таким состояниям аулия. Скорее всего, его клятвы не оправдаются, и из-за этого он совершит грех. Кто хочет по-настоящему поклясться, пусть клянется Аллаху, или же пускай молчит (См.: «Сахих» аль-Бухари, № 6646; «Сахих» имама Муслима, № 1646)

Клятва кому-то другому, кроме Аллаха, это скрытый ширк. ‘Абдуллах ибн ‘Умар (радыяллаху ‘анху) поведал: «Я слышал от Посланника Аллаха ﷺ:

مَنْ حَلَفَ بِغَيْرِ اللَّهِ فَقَدْ أَشْرَكَ

«Кто клянется кому-то другому, кроме Аллаха, тот приписывает Ему равных [в возвеличивании]» (ат-Тирмизи, № 1535)

Это означает, что тот, кто клянется, возвеличивая кого-то, кроме Аллаха, тот считает кого-то равным Аллаху. Если же нет намерения возвеличивать, тогда это не будет ширком. К примеру, стали обычными клятвы такого рода: «Клянусь памятью отца». Так мы истолковали скрытый ширк, о котором сказано в хадисе («Шарх аль-Масабих»)

Ибн Мас‘уд (радыяллаху ‘анху) говорил: «Для меня лучше произнести ложную клятву именем Аллаха, чем правдиво поклясться именем кого-то другого».

Не нужно клясться именем отца, или чьей-то жизнью, или Каабой («Сахих» имама Муслима, 14646; «Сунан» Абу Дауда, 3253)

В версии имама Муслима в его сборнике «Сахих», сообщается, что Пророк сказал:

أَلاَ إِنَّ اللَّهَ يَنْهَاكُمْ أَنْ تَحْلِفُوا بِآبَائِكُمْ، مَنْ كَانَ حَالِفًا فَلْيَحْلِفْ بِاللَّهِ أَوْ لِيَصْمُتْ

«… кто хочет поклясться, пусть не клянётся никем и ничем, кроме Аллаха, или молчит» («Сахих» аль-Бухари, Айман, 4; «Сахих» имама Муслима, Айман, 3)

‘Али ар-Рази (рахимахуллах) пишет:

«Я опасаюсь, что являются неверующими те, кто часто повторяет «Клянусь своей жизнью» и приносит другие подобные клятвы. Люди клянутся подобным образом по незнанию. Между тем то, что они делают, я бы назвал ширком, ибо нельзя клясться чем-то, кроме Аллаха» («Фатауа-и аль-Баззази»)

Человек не должен говорить: «Если это сделал я, тогда пусть мне не быть в Исламе». Кто про себя произнесет такую дуа, тот не вернется здоровым в Ислам. Если его клятва была ложной, тогда есть вероятность, что он утратил веру. В хадисе, переданном от Бурайды (радыяллаху ‘анху), наш Пророк сказал:

«Если человек, который клянется, произнося «тогда я далек от Ислама», говорит неправду, тогда он таков, как говорит. Если же он говорит правду, тогда не сможет целым и невредимым вернуться в Ислам» (Ан-Насаи, Иман, 8; «Сунан» Ибн Маджа, Каффарат, 3; Ахмад ибн Ханбаль, 5/355, 356; «Сунан» Абу Дауда, № 3258)

Иудеи и христиане клянутся подобным образом. Они делают так по той причине, что считают себя в праве так говорить, хотя и знают, что сказанное ими на самом деле неправда («Шарх аль-Масабих»)

Согласно фетве аль-Баззази, человек, поклявшийся таким образом, должен выплатить каффарат. Если человек, который в чем-то поклялся, позже увидел, что ему лучше поступить по-другому, то ему следует сделать так, как лучше, и заплатить каффарат за нарушение клятвы («Сахих» аль-Бухари, № 6622; «Сахих» имама Муслима, № 1652) 

Это показывает нам, что нарушить клятву можно только в исключительных случаях с благой целью, и заплатить искупление. В противном случае необходимо оберегать свои клятвы, как об этом сказано в аяте:

وَاحْفَظُوا أَيْمَانَكُمْ

«Соблюдайте свои клятвы!» («Аль-Маида / Трапеза», 5:89)

Нарушит клятву, если посчитает, что в этом заключается благо, и заплатит за искупление. Так говорил Имам А‘зам Абу Ханифа (рахимахуллах).

 

Шейх Якуб ибн Сайид ‘Али аль-Ханафи, из книги: «Шир‘атуль Ислам», стр. 559-562

По материалам: http://islamdinr.ru/ 

Комментарии Вход