Первая внучка Пророка ﷺ Умама, дочь Зайнаб

14 март 2023 1165 0
Режим чтения

Практически уверен, что после чтения этого заголовка в ваших сердцах стало необычайно тепло. Возможно, кто-то представил своих малолетних дочерей, а кто постарше – внучек.

Как же нам порой не хватает этих эмоций – чистых, искренних и настоящих. Мы подпитываемся эмоциями у наших детей и становимся совершенно другими людьми – не такими грозными, сердитыми и серьёзными.

А теперь давайте представим образ Пророка Мухаммада ﷺ. Каким вы его представляете? Читающим проповеди в своей мечети? Усердно молящемся в своём доме? Отважно сражающимся на поле брани? Какой из образов отпечатался в вашем сознании? Все эти образы, безусловно, правдивы, но Пророк-семьянин ﷺ – самый эмоциональный образ из всех.

Посланник Аллаха ﷺ был самым заботливым отцом, мужем и дедом. Особую привязанность он испытывал к своим внукам и внучкам, которых у него было восемь. Лишь пятеро из них дожили до взрослой жизни, а трое скончались в раннем младенчестве.

Это одна из причин, по которой мы так мало знаем о внуках Пророка ﷺ. А другая причина кроется в нашей слабой осведомлённости. Вот, например, о Хасане и Хусейне мы по крайней мере слышали, а что мы знаем о первой внучке Пророка ﷺ – Умаме? А ведь Посланник Аллаха ﷺ её очень любил.

Умама была дочкой старшей дочери Пророка ﷺ – Зайнаб (да будет доволен ею Аллах). Её отца звали Абу аль-‘Ас ибн Раби‘а. Это тот самый человек-слово.

Точный год рождения Умамы неизвестен, вероятнее всего, она появилась на свет до переселения мусульман в Медину. С точностью можно сказать только одно – она первая внучка Пророка ﷺ. О её дальнейшей судьбе до нас дошло лишь несколько исторических фрагментов, и самый милый из них – первый.

От ‘Амра ибн Сулайма аз-Зарки передаётся, что Абу Катада аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сказал:

كَانَ يُصَلِّي وَهُوَ حَامِلٌ أُمَامَةَ بِنْتَ زَيْنَبَ، بِنْتِ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، وَلِأَبِي الْعَاصِ بْنِ رَبِيعَةَ بْنِ عَبْدِ شَمْسٍ، ‌فَإِذَا ‌سَجَدَ ‌وَضَعَهَا، وَإِذَا قَامَ حَمَلَهَا

Посланник Аллаха ﷺ молился, держа на руках Умаму, дочь своей дочери Зайнаб и Абуль-‘Аса ибн ар-Раби’а ибн ‘Абд Шамс, и когда Пророк ﷺ совершал земной поклон, он опускал девочку на землю, а когда поднимался, снова брал её на руки (Бухари, 516; Муслим, 543)

Этот короткий эпизод из жизни Пророка ﷺ открывает простор для разносторонних суждений. Правоведы делают вывод, что допускается совершать намаз с ребёнком на руках (при условии, что ребёнок находится в состоянии ритуальной чистоты), а историки вспомнят страшный и бесчеловечный обычай арабов – закапывание живьём своих новорождённых дочерей.

Пророк ﷺ на собственном примере показывал сподвижникам и всему миру, как нужно относиться к своим детям, в особенности к дочерям. В том жестоком арабском обществе это было сродни революции, социальному взрыву, это был разрыв шаблона.

Это подтверждает случай – некий бедуин, увидев Пророка ﷺ, ласкающего своих внуков, сказал: «Поистине, у меня десять детей, но я ни разу не поцеловал никого из них». Тогда Посланник ﷺ посмотрел на него и сказал: «Не помилуют того, кто не проявляет милосердия по отношению к другим» (Бухари, 5997; Муслим, 2318)

Главное, что мы не должны упускать в этой милой сцене – заботу и любовь Пророка ﷺ к своей внучке. Умама занимала особое место в его сердце, и об этом свидетельствуют следующие эпизоды.

Когда правитель Эфиопии Наджаши прислал Пророку ﷺ золотой перстень, он тут же подарил его Умаме, сказав:

«Украшайся этим, дочка».

Ещё один эпизод передаётся со слов супруги Пророка ﷺ Айши (да будет доволен ею Аллах):

أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ‌أُهْدِيَتْ ‌لَهُ ‌هَدِيَّةٌ ‌فِيهَا ‌قِلَادَةٌ ‌مِنْ ‌جَزْعٍ، فَقَالَ لَأَدْفَعَنَّهَا إِلَى أَحَبِّ أَهْلِي إِلَيَّ ، فَقَالَتِ النِّسَاءُ ذَهَبَتْ بِهَا ابْنَةُ أَبِي قُحَافَةَ، فَدَعَا النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أُمَامَةَ بِنْتَ زَيْنَبَ، فَعَلَّقَهَا فِي عُنُقِهَا

«Посланнику Аллаха подарили ожерелье из оникса. И он сказал: "Я непременно отдам это (украшение) самому любимому члену моей семьи". Женщины (другие жены Пророка) сказали: "Оно наверняка достанется дочери Абу Кухафы (Аише)". Но Посланник Аллаха ﷺ позвал к себе Умаму, дочь Зайнаб, и надел ей его на шею».(Имам Ахмад, 24704)

Возможно, особая заботливость, чуткость и внимание Пророка ﷺ к Умаме были вызваны и тем, что она достаточно рано потеряла маму. Её мать Зайнаб (да будет доволен ею Аллах) скончалась в восьмом году по хиджре, а её отец – спустя несколько лет, в 12-ом году.

Но ещё до смерти отца Умама лишилась своего заботливого деда, который заменял ей и отца, и маму, а затем любящую тётю – Фатиму, дочь пророка Мухаммада ﷺ. Именно Фатима (да будет доволен ею Аллах) перед смертью завещала своему мужу Али (да будет доволен им Аллах) жениться на ней.

Али ибн Абу Талиб исполнил последнее желание своей супруги и стал для Умамы надёжным спутником жизни, с которым она отправилась во взрослую жизнь. Их совместная семейная жизнь продолжалась около 30 лет и трагично оборвалась при гибели Али.

Тяжело подобрать слова, чтоб передать состояние Умамы, потерявшего своего мужа. Умму Хайсям ан-Наха‘ия попыталась сделать это в стихотворной форме:

Мои волосы поседели и силы покинули меня,

Когда Умама потеряла своего спутника.

Она кружилась вокруг него, ибо нуждалась в нём,

Но когда отчаялась, издала жалобные звуки.

После смерти Али Умама вышла замуж за сына его двоюродного брата Мугиру ибн Навфаля. Это было пожелание самого Али, который хотел передать внучку Пророка ﷺ в надёжные руки.

Как и в случае с Фатимой, это завещание было исполнено, хотя на руку Умаму претендовал один из могущественных правителей того времени, предлагавший ей 100 тысяч золотых монет.

Умама не могла не сдержать своего слова, данного умирающему мужу, ведь она была дочерью человека слова Абу аль-‘Аса и внучкой Мухаммада аль-Амина ﷺ.

 

Мурад Гайдарбеков, центр исторических исследований «Врата истории» при ДГИ

По материалам: https://islamdag.ru/

Комментарии Вход