Отношение Пророка ﷺ к инвалидам

08 февраль 2024 610 0
Режим чтения

Досточтимый Пророк ﷺ всегда заботился об инвалидах; не давал им задачи, которые были выше их возможностей; он ценил их и делал все, чтобы общество имело такое же отношение к ним. Досточтимый Пророк ﷺ не сравнивал инвалидов с нищими людьми. Далее приведем несколько примеров, связанных с данным вопросом.

Рассматривая практику Досточтимого Пророка ﷺ по отношению к людям с ограниченными возможностями, их нужно оценивать с точки зрения физических и умственных недостатков. Во главе физических недостатков идет слепота (а’ма). Ведь в те времена было достаточно много людей, которые потеряли свое зрение по причинам болезней и различных войн. В Священном Кyр`ане слово а’ма в большинстве случаев означает духовную слепоту, а в некоторых случаях имеет значение физической слепоты. Для того, чтобы привлечь внимание на необходимость уважения прав слепых людей и инвалидов в целом, в суре Абаса вместо имени Абдуллы ибн Умму Мактума упоминается слово «а’ма». (Сура Абаса, аяты 1-10)

В большинстве хадисов Досточтимого Пророка ﷺ имеются постановления, касающиеся слепых людей. Он сообщал о том, что слепые люди, проявляющие терпение, окажутся в раю (Ибн Ханбаль, V, 258-259). В этих хадисах порицаются люди, которые плохо относятся к незрячим людям. (Ибн Ханбаль, I, 217; 309)

Самым хорошим примером отношения Досточтимого Пророка ﷺ к слепым людям является его поведение по отношению к известному сподвижнику Умму Мактуму. Он назначил его муэдзином в Мечети Пророка. Наряду с этим, он сделал его своим заместителем, другими словами, заместителем главы государства. Отправляясь куда-либо за территорию Медины, Досточтимый Пророк ﷺ тринадцать раз оставлял Умму Мактума в качестве своего заместителя (Ибну’ль-Асир, Усд, IV, 264).

Он позволял ему и другим незрячим людям выполнять обязанности имама. Однако не стоит думать о том, что при назначении человека на какую-либо должность не нужно обращать внимание на его особенности. Естественно, некоторые должности должны иметь определенные привилегии. Однако мы хотим показать то, что Досточтимый Пророк ﷺ назначал слепых людей на самые высокие должности.

Досточтимый Пророк ﷺ не сравнивал инвалидов с нищими людьми. Он не считал их несчастными людьми, которые нуждаются в помощи. Исходя из их состояния, Досточтимый Пророк ﷺ разрешал им работать, выносил различные постановления для того, чтобы облегчить их трудовую деятельность. Говоря о том, какое значение Досточтимый Пророк ﷺ уделял труду, мы затронули один вопрос, который является хорошим примером касательно данной темы.

Сподвижник по имени Мункиз ибн Амр, занимавшийся торговой деятельностью, подвергся психическому расстройству из-за чего начал заикаться. Несмотря на это он продолжил заниматься торговой деятельностью. Однако его часто стали обманывать. Мункиз ибн Амр пришел к Досточтимому Пророку ﷺ и рассказал ему о ситуации. Вместо того, чтобы запретить ему занятие торговлей Досточтимый Пророк ﷺ пошел по пути упрощения; он посоветовал ему говорить «нет обмана» во время совершения сделки и просить у продавца три дня отсрочки на возврат товара.

В Священном Кyр`ане говорится, что нет греха на слепом, на хромом и на больном человеке (Сура Нур, аят 61), если они оставляют некоторые свои обязательства перед Аллахом, по причине неспособности совершать их. Досточтимый Пророк ﷺ, претворявший в жизнь все принципы Священного Кyр`ана, всегда освобождал людей с ограниченными возможностями от работы, которая была выше их возможностей.

Например, Амр ибн Джамух, являвшийся вождем сынов Саляма, был хромым. Он желал принять участие в битве при Бадре. Однако Досточтимый Пророк ﷺ не дал ему разрешения и освободил его от участия в сражении. Позднее Амр хотел принять участие в сражении при Ухуде. Его сыновья хотели отговорить его, приведя в пример предыдущую историю. На это Амр обратился к Досточтимому Пророку ﷺ. Пророк ﷺ сказал о том, что у него имеется уважительная причина, которая позволяет ему не принимать участие в сражении. Однако благодаря упорству Амра он дал ему разрешение. Амр погиб в этом сражении вместе со своим сыном, который старался защитить своего отца. (Вакиди, I, 264-265; Ибн Хишам, II, 90-91)

Досточтимый Пророк ﷺ также заботился о тех, кто имел умственные расстройства. Он освобождал людей с умственными расстройствами от религиозных обязанностей и сказал следующее:

رُفِعَ الْقَلَمُ عن ثلاثة: عن النائم حتى يَسْتَيْقِظَ، وعن الصبي حتى يَحْتَلِمَ، وعن المجنون حتى يَعْقِلَ

«Поднято перо от троих: от ребёнка, пока он не достигнет совершеннолетия, от спящего, пока он не проснётся, и от умалишённого, пока разум его не прояснится». (Бухари, VIII, 21)

В сборниках по фикху говорится о том, что человек должен обладать «разумом», чтобы религиозные предписания являлись для него обязательством. В семейном праве были совершены некоторые урегулирования, касающиеся какого-либо умственного расстройства. (Бухари, VI, 169)

Досточтимый Пророк ﷺ также занимался регулированием вопросов, связанных с отношением здоровых людей к инвалидам. Например, указание пути слепому человеку, объяснение разговора глухому или немому человеку оценивалось в качестве милостыни. (Ибн Ханбаль, V, 169)

 

Проф. Док. Ибрагим Сарычам ат-Турки, из книги: «Пророк Мухаммад ﷺ и его вселенское послание», стр. 490-493

По материалам: https://islamdinr.ru/ 

Комментарии Вход