Отношение к рабству в Исламе

21 июль 2022 1697 0
Режим чтения

Рабство – одна из тем, которой «жонглируют» исламофобы в попытках очернить Ислам. Однако более подробное рассмотрение данного вопроса в исламском свете лишает их и этого аргумента…

 

Исламский принцип «все люди рождены свободными, рабство – это случайность»

В Кyр`ане Всевышний Аллах говорит:

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий» (сура «аль-Худжурат», «Комнаты», аят 13)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал:

«…все люди – дети Адама, а Адам создан из земли».

Во всех исламских государствах рабство является запрещенным. А принцип, что все люди рождены свободными, и что рабство является случайностью, поддерживается всеми учеными Ислама. Несколько важных аспектов данного принципа:

1) Добровольное рабство запрещено. Человек не может стать рабом, даже если он этого желает. 

Также свободный человек не может быть порабощен. И важно то, что это правило установлено не современными исламскими учеными, а самим Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, 1400 лет назад. В одном из хадисов сказано:

«Есть три вида людей, против которых я буду свидетельствовать в Судный день. Один из них – человек, который поработил свободного человека, продал его и потреблял за это цену».

Свободным считается и ребенок, который потерял родителей, даже если его родители были в рабстве.

2) Достойное и уважительное отношение к рабам во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует

Слово «раб» имеет негативную окраску. И это совершенно несравнимо с тем отношением достоинства и уважения, которое практиковалось к людям этого положений во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«Ваши рабы – ваши братья. Аллах поместил их в ваши руки, и если в вашем распоряжении «ваш брат», то кормите его тем же, что едите сами, одевайте его в такую же одежду. Не давайте им непосильной работы, а если они работают на вас, помогайте им» (Муслим).

Передают также со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если слуга кого-либо из вас будет готовить для него еду, находясь вблизи от огня и [вдыхая] дым, а потом принесёт её, пусть [хозяин] посадит его вместе с собой, [чтобы этот слуга] поел. Если же еды будет мало, пусть [хозяин] даст ему кусок-другой» (Муслим).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал бить рабов. Искуплением за удар или пощечину, нанесенную рабу, было его освобождение. Так, Абу Масъуд аль-Ансари сказал:

«Я ударил моего слугу, когда услышал голос за моей спиной: «Знай, а Абу Масъуд, что Аллах имеет больше власти над вами, чем вы над ними». Я обернулся, это был Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. я сказал: «О Посланник Аллаха, я освободил его ради Аллаха». На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если бы ты не сделал этого, ты был бы сожжен в аду» (Муслим).

Запрещалось не только бить, но и говорить обидные слова в адрес слуг. Сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к ним не иначе как со словами «мой сыночек», «доченька». И говорил своим последователям:

«Пусть никто из вас не говорит: «Мой раб» или «моя рабыня». Следует говорить «мой юноша» «моя девочка» или «мой мальчик» (Бухари, Муслим, Ахмад)

 

В Исламе изначально не было рабства

С самого начала основания Ислама для людей были открыты двери к свободе и окончанию рабства. Ислам не игнорировал условия реальности и не одобрял их, он их просто регулировал… Как выразилась немецкий ученый Анн-Мари Шиммель: «…с появлением Ислама рабство было обречено на исчезновение».

Шариат ограничивает возможности увеличения числа рабов. Например, это возможно в случае войны (когда берут пленных в заложники) или если ребенок рожден в семье слуги. В случае войны возможны другие варианты. Как сказано в Кyр`ане:

«А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя» (сура «Мухаммад», аят 4)

 

Ислам облегчил положение людей, находившихся в рабстве

Как поступали мусульмане с людьми, находившимися в рабстве? Во-первых, им были даны те же права, что и у свободных людей, в большинстве мирских вопросов. В плане вознаграждения поклонение рабов оценивается не меньше, чем поклонение свободного человека. Его благодеяния принимаются. Он имеет право на собственность и имущество. Они также могут добиться освобождения при соблюдении определенных условий и им нельзя в этом препятствовать. Как сказано в Кyр`ане:

«Если невольники, которыми овладели ваши десницы, хотят получить письмо о сумме выкупа, то дайте им такое письмо, если вы нашли в них добрые качества, и одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам» (сура «ан-Нур», «Свет», аят 33)

 

В Исламе освобождение раба является богоугодным делом

Освобождение раба служит искуплением грехов и возможностью освобождения от Ада. Передают, что Абу Хурайра сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«[Если] кто-нибудь освободит верующего раба, то за каждую часть его тела Аллах избавит от Огня каждую часть тела [освободившего, в том числе] — его половые органы за половые органы [раба]».

Государство также служит пособником в освобождении рабов, так как закят – налог, оплачиваемый состоятельными мусульманами – тратится помимо других нужд и на их освобождение.

 

Историческая справка

Согласно источникам, известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, освободил 63 слуг. Число слуг, освобожденных Аишей, да будет доволен ею Аллах, было 67. Аббас, да будет доволен им Аллах, освободил 70 рабов. Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, освободил одну тысячу рабов и Абд-Рахман выкупил три тысячи рабов и освободил их.

«В исламском халифате слуга часто был лучше одет, накормлен и защищен, чем обычный свободный мусульманин» (Рим аль-Файсал, «Рабство в Америке и других государствах. Различия»).

«Вся история Ислама свидетельствует, что рабы могли занимать любую должность, и многие бывшие военные рабы, как правило, набиравшиеся из числа среднеазиатских тюрок, становились военачальниками и часто даже правителями в восточном Иране, Индии, и средневековом Египте» (Анн-Мари Шиммель, «Введение в Ислам»).

«Заиду, вольноотпущеннику Пророка, часто было доверено командование войсками, и благороднейшие капитаны подчинялись ему беспрекословно; и Осама, его сын, был удостоен руководства экспедицией Абу Бакра против греков. Кутб уд-дин, первый король Дели, также в прошлом был рабом» (Амир Али, «Дух Ислама. История эволюции идеалов Ислама»).

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующий вывод. Ислам изначально не инициировал рабство, рабство существовало уже во время появления Ислама. Однако практики его были направлены на освобождение людей от служения людям. Более того, даже будучи рабами, они могли рассчитывать на достойное, уважительное отношение со стороны свободных людей и самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Ася Гагиева

По материалам: https://islam-today.ru/

Комментарии Вход