Обсуждение (истишара) некоторых вопросов с супругами

30 март 2021 1649 0
Режим чтения

«Кто советуется с другими, тот после никогда не жалеет» (Хайсами, 2/280)

Слово «Истишара» с арабского языка переводится как «получение меда из пчелиных ульев». Другое значение этого слова — высказывать свое мнение, давать советы, искать истину и для этого спрашивать совета у других.

Опрос людей, сбор информации и различных взглядов по какому-либо вопросу напоминает сбор пчелами пыльцы из различных цветков и изготовление меда. Всемогущий Аллах, обращаясь к Пророку Мухаммаду ﷺ и подчеркивая важность спрашивания советов, повелел:

«В (земных) делах прислушивайся к ним, а если что решился сделать, свои надежды на Аллаха возложи. Поистине, благоволит Он к тем, кто на Него надежды возлагает» («Али Имран», 3/159)

Перечисляя все награды и блага, которых удостоятся истинные правоверные, наряду с иманом, упованием на Его волю, благочестием и контролированием себя во время приступов гнева, совершением намаза и беспрекословным выполнением Божественных предписаний, Аллах указывает и на такую их черту, как:  

«Дела свои (ведет) по совещанию (с другими)» («Шура», 42/38).

Тем самым Господь еще раз акцентирует внимание на важности совета с товарищами и со старшими.

Пророк ﷺ, говоря:

«Кто делает истихару, тот никогда не испытает поражения, кто делает истишару, тот после никогда не жалеет, и тот, кто соблюдает умеренность в своих тратах, никогда не станет бедным» (Хайсами, 2/280),

еще раз указывает на то, что спрашивание совета намного уменьшает вероятность ошибок и всегда успокаивает человека.

Однако хотелось бы подчеркнуть, что люди, у которых спрашивают совета, должны для этого обладать определенными качествами и знаниями. Ибо Умму Саляма (да будет доволен ею Аллах) вспоминала следующие слова Мухаммада ﷺ:

«Тот человек, с которым советуются, должен быть надежным!» (Тирмизи, Адаб, 57)

Из жизни Пророка ﷺ можно привести множество фактов, показывающих, насколько огромное  значение он уделял консультациям. Впоследствии Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил:

«Кроме Пророка ﷺ, я в своей жизни не видел никого, кто бы так много советовался с товарищами» (Тирмизи, Джихад, 35)

Также Мухаммад ﷺ учил, чтобы в вопросах, касающихся женщин, обязательно советовались с ними. Вот несколько хадисов, в которых говорится об этом:

«Непременно советуйтесь с женщинами, особенно когда вопрос имеет к ним прямое отношение» (Ибн Асир, Усдуль Габе, 4/15)

«Нельзя выдать вдову замуж, пока не поговоришь с ней. Не получив согласия девственницы на брак, нельзя отдавать ее в жены!» (Муслим, Никах, 64)

Кроме того, известен и такой хадис:

«Насчет девочек советуйтесь со своими женщинами!» (Абу Дауд, Никах, 22-23)

То есть, он хотел сказать, что пока жены не выскажут своего мнения, не выдавайте замуж их дочерей.

 В Кур`ане о необходимости совета и вынесения общего решения сообщается следующее:

«И если оба пожелают с согласия меж ними и совета ребенка от груди отнять, на них греха не будет» («Бакара», 2/233)

Если, как указывает этот аят Кyр`ана, родители по обоюдному согласию приходят к какому-либо решению, то намного уменьшается вероятность ошибки. И если даже они примут неверное решение, только за то, что они сначала, согласно религиозным предписаниям, посоветовались друг с другом, они освобождаются от ответственности.

При внимательном изучении жизни Мухаммада ﷺ мы видим, что в вопросах, имеющих отношение только к нему и к членам его семьи, он всегда советовался с домашними и близкими. В действительности Пророк ﷺ как Посланник Господа не нуждался в советах и взглядах других людей, ибо он получал Божественные откровения, постоянно виделся с ангелом Джабраилом (мир ему). Но он, советуясь с окружающими, хотел обратить внимание мусульман на важность спрашивания совета и мнения окружающих. Как известно, он сначала сам выполнял все Божественные повеления, и только потом требовал этого от других.

Даже если он не советовался с супругами, он всегда анализировал и серьезно обдумывал их предложения и возражения. И если все соответствовало религиозным предписаниям, он никогда не возражал им. Например, именно его супруга, благородная Хадиджа (да будет доволен ею Аллах), предложила выдать дочь Зайнаб за Абуль Аса. Сподвижник, рассказавший эту историю, говорил, что

«Мухаммад ﷺ никогда не противоречил Хадидже» (Хайсами, 9/213).

Тем самым он сообщил нам о прекрасном характере Пророка ﷺ. 

В тяжелые и сложные дни, когда Пророк Мухаммад ﷺ только узнал о возложенной на него пророческой миссии, он первым делом рассказал обо всем своей супруге Хадидже, посоветовался с ней. Она сразу же успокоила его, пояснив, что к нему явился ангел, и повела его к своему дяде Вараке (Бухари, Бадул Вахй, 1).

Когда в результате происков и козней мединских лицемеров произошла печальная история, всем известная под названием Ифк, [1] Пророк ﷺ попал в тяжелое положение. Он испытывал значительные трудности и, стараясь вынести правильное решение, посоветовался с одной из своих супруг, Зайнаб бинти Джахш, и служанкой Айши по имени Барира (Бухари, Шахадат, 16). Именно их мнение помогло в разрешении конфликта.

Об этом сама Аиша (да будет доволен ею Аллах) поведала следующее:

«Мухаммад ﷺ сам решил дойти до истины и стал расспрашивать обо мне у Зайнаб бинти Джахш. Он спросил у нее:

– Зайнаб, что ты знаешь об этой истории?

Она (да будет доволен ею Аллах), ответила:

– О Посланник Аллаха! Я стараюсь оберегать свой слух от разговоров о том, чего сама не слышала. Я стараюсь оберегать свой взор от всего, что не видела. Об Аише я могу сказать только хорошее.

(В виду ряда особенностей, среди которых было и благородное происхождение, и красивая внешность, Зайнаб была моей соперницей, однако благодаря богобоязненности и благочестию Аллах удержал ее от враждебности ко мне)» (Бухари, Шахадат, 15, 30; Муслим, Тауба, 56).

После заключения мирного соглашения при Худайбии многие мусульмане открыто стали выражать свое недовольство. На повеление Мухаммада ﷺ:

«Совершайте жертвоприношение, снимайте с себя ихрам (одежды паломников) и обрезайте волосы на головах»

— они реагировали нехотя. Пророк ﷺ сильно рассердился и в этом состоянии вошел в шатер своей супруги Умму Салямы (да будет довволен ею Аллах).

Увидев его рассерженный вид, она спросила у него:

– О Посланник Аллаха! Что случилось с вами?

Тогда Пророк ﷺ рассказал ей следующее:

– Как это меня поразило, о, Умму Саляма! Несколько раз я повелел верующим: «Совершайте жертвоприношение, снимайте с себя ихрам и обрезайте волосы на головах». При этом они прекрасно слышат меня, отчетливо видят, однако ни один из моих людей не спешит выполнить мое приказание. 

В ответ Умму Саляма дала ему такой совет:

– О Посланник Аллаха! Если ты желаешь, чтобы они выполняли твое приказание, вставай и иди к людям. Не говоря никому ни слова, зарежь верблюда для жертвоприношения и, вызвав к себе брадобрея, прикажи обрезать тебе волосы. Увидев твои действия, правоверные обязательно последуют за тобой.

Следуя совету супруги, Мухаммад ﷺ пошел и зарезал верблюда, подстригся. Заметив его действия, сподвижники сразу встали и приступили к совершению жертвоприношений. Потом они стали друг другу обрезать волосы (Бухари, Шурут, 15).

Высокая нравственность и прекрасный характер обладают удивительными особенностями мгновенно подчинять окружающих в трудные минуты и ослаблять волю и противостояние людей. Даже перед своей кончиной Пророк ﷺ, который есть усваи хасана (прекрасный образец для подражания), продолжал оставаться совершенным человеком и продолжал проявлять свои высокие духовные качества. Даже в минуты усиления болезни, когда от острой боли казалось, лопнут вены, он продолжал советоваться с супругами. Он не забыл попросить у них прощения за всевозможные обиды, которые бывают в каждой семье. Тем самым он еще раз показал, что такое настоящая справедливость.

Однажды во время болезни он вызвал к себе всех своих супруг и попросил их согласия перейти в дом Аиши (да будет доволен ею Аллах). Сначала он спросил у них:

– Где я нахожусь?

Они сообщили ему о месте его нахождения (то есть, в доме какой из супруг он находится в данное время). Некоторые из жен сказали:

– Посланник Аллаха желает оставаться только у дочери Абу Бакра Аиши.

Все присутствующие не стали возражать и единогласно вынесли решение перенести его в дом Аиши. И тут же сказали Пророку ﷺ:

– О Посланник Аллаха! Мы все согласны с тем, что вы останетесь в доме Амши. Все мы являемся сестрами, поэтому не ревнуем друг к другу.

Мухаммад ﷺ спросил у них:

– Вы действительно согласны с этим?

Они все ответили утвердительно. Тогда Пророк ﷺ взял свою накидку и с помощью близких родственников направился в дом Аиши.

Вспоминая тот момент, благородная Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала следующее:

«Когда болезнь Пророка ﷺ усилилась, он попросил у остальных супруг разрешения постоянно оставаться у меня дома. Они не стали отказывать ему. И только после этого Пророк ﷺ, опираясь с одной стороны на Аббаса (да будет доволен им Аллах), а с другой на одного из мусульман, пошел в мой дом» (Бухари, Тыбб, 22).

Причиной столь глубокой любви, которую Мухаммад ﷺ питал к Аише (да будет доволен ею Аллах), являлся ее блестящий ум и поразительные способности, благодаря чему она прекрасно понимала сокровенный смысл откровений Всевышнего Аллаха.

 

Примечание

[1] Во время одного из походов Пророка ﷺ сопровождала его супруга Аиша (да будет доволен ею Аллах). На привале Аиша (да будет доволен ею Аллах) сошла с верблюда по нужде. А когда она вернулась, каравана на месте не обнаружила. Оказалось, что погонщики, не посмотрев под балдахин, посчитали, что она  на месте, и погнали ее верблюда. Она в одиночестве осталась в пустыне, и по воле Аллаха на нее наткнулся один из сподвижников Мухаммада ﷺ. Он и привез ее в стан. Однако лицемеры стали злословить по этому поводу, и история получила широкую огласку. Когда слухи дошли до Пророка ﷺ, он сильно огорчился.

 

Доц. Др. Омер Челик, Др. Мустафа Озтурк, Др. Мурат Кая, из книги: «Лучший Пример», том 3, стр. 35-40

По материалам: http://islamdinr.ru/

Комментарии Вход