О том, кто призывает Аллаха величайшим именем
Эту мольбу можно считать одним из прекрасных образцов дуа, которые мы знаем не из Кyр`ана и не из уст нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но которые были одобрены им, а значит, мы можем считать их частью Пречистой Сунны и использовать их в своей повседневной жизни, будучи уверенными в том, что эти дуа не содержат в себе ничего порицаемого, а напротив, угодны Всевышнему. Вот история этой мольбы, упомянутая в одной из версий хадиса.
اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ بِأَنَّ لَكَ الْحَمْدَ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ وَحْدَكَ لاَ شَرِيكَ لك الْمَنَّان بَدِيع السَّمَوَاتِ وَالأَرْضِ يَا ذَا الْجَلالِ وَالإِكْرَامِ يَا حَيُّ يَا قَيُّومُ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْجَنَّةَ وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ النَّارِ
«Аллахумма, поистине, я прошу Тебя посредством того, что Тебе хвала, нет бога, кроме Тебя одного у Которого нет сотоварищей, Благодетеля, Первосоздателя небес и земли, о Обладатель величия и щедрости, о Живой, о Вседержитель, поистине, я прошу Тебя о Рае и ищу у Тебя защиты от Огня» [Абу Дауд, 1495; Сахиха, 1342].
Благородный сподвижник Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передаёт, что однажды он сидел вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и рядом один человек совершил молитву, а потом обратился к Аллаху с такой мольбой: «Аллахумма, поистине, я прошу Тебя посредством того, что Тебе хвала, нет бога, кроме Тебя, Благодетеля, Первосоздателя небес и земли, о Обладатель величия и щедрости, о Живой, о Вседержитель!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Он обратился к Аллаху посредством Его великого имени: если к Нему взывают посредством этого имени, Он непременно отвечает, а если Его просят о чём-то посредством этого имени, то Он непременно дарует просящему то, о чём тот просит».
Неудивительно, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) одобрил эту мольбу, с которой как-то раз обратился к Всевышнему Создателю один из благородных сподвижников, ведь эта мольба полностью соответствовала требованиям, предъявляемым к дуа в нашей религии. Мольба эта пронизана смирением и благовоспитанностью и содержит разнообразные средства приближения к Господу миров. В этой мольбе мы видим и благовоспитанное обращение к Всевышнему, и восхваление Его, и свидетельство единобожия, и упоминание прекрасных имён Аллаха.
Сподвижники были, как мы знаем, воспитанниками Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Они слышали Кyр`ан из его уст и впитывали верное руководство, наслаждаясь его обществом. Поэтому не приходится удивляться тому, что их мысли, слова и действия вполне соответствовали кораническому учению и не противоречили предписаниям ислама. И они не начинали своё обращение к Создателю с просьбы, с того, что было сутью их мольбы, но прибегали к одобренным нашей религией средствам приближения к Аллаху, предваряя ими свою просьбу и завершая ими свою мольбу.
Ту же картину мы можем наблюдать и в этой мольбе. Человек, обратившийся с этими словами к Господу, начал с обращения к Всевышнему и признания того, что именно Он достоин похвалы во всех её формах и видах. Далее он засвидетельствовал единственность Всевышнего и Его божественность, предполагающие, что поклонения достоин только Он. Затем этот человек упомянул прекрасные имена Всевышнего, как нельзя лучше согласующиеся с сутью мольбы.
Всё это призвано было стать прекрасным предисловием к самой просьбе. Лелея надежду получить прощение грехов и защиту от Огня и попасть в Рай, этот человек попытался сделать всё, чтобы его мольба не была отвергнута Всевышним. Он искренне стремился получить ответ на свою мольбу. Причём само пронизанное богобоязненностью произнесение им этого замечательного предисловия стало благим делом, которое он добавил к уже использованным им средствам приближения к Аллаху.
«Благодетеля». Всевышний — Тот, Кто одаряет нас милостями, большими и малыми, непрерывно и бескорыстно, не требуя ничего взамен.
«Первосоздателя небес и земли». Всевышний — Тот, Кто создал этот мир после небытия, создал изначально, не по какому-то образцу, без чьей бы то ни было подсказки. Он создал его уникальным, в соответствии со Своим знанием, со Своей мудростью, непохожим ни на что, удивительным, прекрасным, гармоничным и идеально приспособленным для нашей жизни в нём.
«о Обладатель величия и щедрости». Наш Великий Господь невероятно щедр по отношению к нам, Его слабым и совершающим столько грехов творениям. Он — Тот, Кто одаряет Своих приближённых столь щедро, оказывая им почёт как в этом мире, так и в мире вечном. Щедрость Его поистине не знает предела.
«о Живой, о Вседержитель!» Господь наш — Живой, Который не умирает. Он всегда был и всегда будет, и именно Он, сотворив всё сущее, поддерживает порядок и гармонию во вселенной. Всё сущее нуждается в Нём, тогда как Он, совершенный и всемогущий, не нуждается ни в ком и ни в чём.
Будет прекрасно, если каждый из нас сделает это небольшое дуа, одобренное последним Божьим посланником, неотъемлемой частью своей жизни.
Карима Сорокоумова
По материалам: https://e-minbar.com/