Недопустимость насилия в семье
Передают от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк Мухаммад ﷺ изрек:
كلكم رَاعٍ ، وَكُلُّكُمْ مَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ : وَالأمِيرُ رَاعٍ ، والرَّجُلُ رَاعٍ عَلَى أهْلِ بَيتِهِ ، وَالمَرْأةُ رَاعِيةٌ عَلَى بَيْتِ زَوْجها وَوَلَدهِ ، فَكُلُّكُمْ رَاعٍ ، وَكُلُّكُمْ مَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ
«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству: правитель является пастырем, и мужчина является пастырем для своей семьи, и женщина является пастырем (присматривающим) за домом своего мужа и его детьми. (Итак,) каждый из вас является пастырем и каждый из вас несет ответственность за свою паству» (Бухари, Муслим).
Несмотря на то, что супруги должны помогать, поддерживать друг друга, порой возникают разногласия. Причем в таких отношениях, где рано или поздно проявится насилие, мужчина хочет видеть себя лидером, а женщину рядом с собой послушной исполнительницей всех его желаний. Причем здесь явно стираются границы дозволенного Господом, где у каждого члена семьи есть, как свои права, так и обязанности, где каждый мусульманин ― и мужчина, и женщина ― в равной мере ответственны за выполнение того, что повелевает Аллах и что Он запрещает, и именно поэтому мы начали эту главу с известного хадиса, в котором говорится об ответственности каждого из нас. И об этом ясно сказано в Священном Кyр`ане:
مَنْ عَمِلَ صَالِحًا مِّن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَى وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَلَنُحْيِيَنَّهُ حَيَاةً طَيِّبَةً وَلَنَجْزِيَنَّهُمْ أَجْرَهُم بِأَحْسَنِ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (Сура «Ан-Нахль», аят 97).
Насилие в семье, или, если быть точнее – насилие над половым партнером, а в мусульманском обществе половым партнером может быть только партнер по брачным отношениям, так как ислам запрещает сексуальные отношения вне брака – это явление, которое встречается во многих парах, независимо от возраста, пола, национальности, уровня благосостояния и страны проживания. Это проблема, которая стоит очень актуальной во все времена.
Хотим сразу отметить, что под бытовым насилием понимается не только избиение, но также угрожающее поведение, насилие психологического, физического, сексуального характера и финансовые ограничения.
Проявление насилия в семье редко является единичным случаем, обычно это уже устоявшаяся модель поведения, с помощью которой агрессор запугивает, издевается и контролирует свою жертву. И если жертва насилия терпит его в этих отношениях, то со временем ситуация лишь ухудшается.
И, не смотря, на то, что у насилия нет пола, все-таки чаще ему подвергаются именно женщины. Кроме того, в таких насильственных отношениях страдает не только один взрослый человек, но и зачастую дети, прямо или косвенно, которые видят картины насилия, получая при этом психологическую травму. Мы уж не говорим о причинении телесного вреда в отношении детей, это в корне недопустимо.
ولمّا وُلد فرح به النبيّ -صلّى الله عليه وسلّم- فرحاً شديداً، وكان يحبّه حبّاً شديداً يظهر لأصحابه؛ حتّى وصف أنس -رضي الله عنه- ما كان من النبيّ -عليه السّلام- تجاه ابنه؛ فقال: "ما رأيت أحداً كان أرحم بالعيال من رسول الله صلّى الله عليه وسلّم، ولعلّ النبيّ -عليه السّلام- يكون مع أصحابه في عوالي المدينة، فيذكر ابنه إبراهيم، فيذهب ينظر إليه، ويقبّله، ويرجع لأصحابه.[١]
«Я не видел в своей жизни никого, кто бы относился к людям сострадательнее и милосерднее нашего Пророка ﷺ. Когда Ибрахим был у своей молочной матери в мединском квартале Авали, Пророк и тогда ходил навещать его каждый день, и мы ходили вместе с ним. Пророк ﷺ заходил в дом, брал сына, разговаривал с ним, что-то рассказывал ему, носил его на руках, целовал, обнимал младенца, потом возвращался к нам» (Муслим).
Все хадисы о детях являются свидетельством огромной любви и милосердия, которое проявлял Пророк ﷺ по отношению к детям:
"اعدلوا بين أولادكم ، اعدلوا بين أولادكم ، اعدلوا بين أولادكم" (رواه البخاري ومسلم)
«Будьте справедливыми среди своих детей, будьте справедливыми среди своих детей, будьте справедливыми среди своих детей» (Бухари, Муслим).
А также:
لَيْسَ مِنْ أُمَّتِي مَنْ لَمْ يُجِلَّ كَبِيرَنَا، وَيَرْحَمْ صَغِيرَنَا، وَيَعْرِفْ لِعَالِمِنَا حَقَّهُ.
«Не относится к моим последователям тот, кто не уважает старших среди нас, не милосерден к младшим среди нас и не отдает должное знающим среди нас» (Ахмад).
Насильственные действия в семье по отношению к женщинам, которые происходят сейчас ежеминутно по всему миру, напоминают доисламский период, когда невежественные и грубые мужчины унижали своих жен, по-варварски обращаясь с ними.
عَنْ إِيَاسِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ أَبِي ذُبَابٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: لاَ تَضْرِبُوا إِمَاءَ اللَّهِ.
Ияс ибн ‘Абдуллах ибн Абу Зубаб (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Не бейте рабынь Аллаха!» (Абу Давуд).
Совершенное насилие, тем более по отношению к беспомощной женщине, которая с радужными мечтами вступала в брак, надеясь на защиту и опеку, является неоправданным злом и несправедливостью.
Жена – это божий дар, который вручен на хранение мужчине: за нее он несет ответственность, за что и будет с него спрошено.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
أكْمَلُ المُؤمِنِينَ إيمَاناً أحْسَنُهُمْ خُلُقاً ، وخِيَارُكُمْ خياركم لِنِسَائِهِمْ
«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам» (Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Давуд, аль-Хаким).
Ученые однозначно высказываются о недопустимости насилия в семье, которые порождают внутрисемейную неприязнь и ненависть, разрушая при этом самые лучшие эмоции брака: милость, милосердие, уважение, взаимопонимание и любовь. Явным доказательством этого является поведение самого Пророка Мухаммада ﷺ, ведь он никогда не поднимал руку на другого человека, кроме как вынужденно на поле битвы.
Сообщает от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
خَيْرُكُمْ خَيْرُكُمْ لأَهْلِهِ وَأَنَا خَيْرُكُمْ لأَهْلِى
«Лучший из вас тот, кто лучший для своей семьи, и я лучший из вас отношением к своей семье» (Ибн Маджа).
Сыщенко Татьяна, Бухарбаева Эльмира «Памятка для молодых людей, вступающих в брак», стр.25-27
По материалам: https://kazakhstan.unfpa.org/