Мусульманская семья в современном мире (5 часть)

16 апрель 2021 1805 0
Режим чтения

Вступление в брак — путь к созданию крепкой и дружной семьи, которая помогает человеку сохранять целомудрие и воздерживаться от запретного. Создание семьи необходимо, и произведение потомства помогает сохранить род человеческий и поддерживать должный порядок в обществе. Те, кто усложняет вступление в брак, следуя господствующим традициям, заставляющим людей делать что-то напоказ и хвастаться, а также стремясь во что бы то ни стало приобрести как можно больше материальных благ и предметов роскоши, — совершают преступление против самих себя и против общества, в котором живут.

Разумные и мудрые люди должны решить современные проблемы, связанные с браком, вдохнув в него дух Ислама и распространив добрые обычаи, облегчающие вступление в брак. Нужно помогать юноше и девушке сблизиться, в соответствии с Шариатом, а не отдаляться друг от друга, как это происходит сегодня, когда многие молодые люди питают отвращение к браку и вообще не хотят создавать семью до такой степени, что в наше время число незамужних женщин достигло угрожающих масштабов.

Самые большие препятствия, возникающие перед желающими вступить в брак, — жилищная проблема, дороговизна махра, большие расходы, которых требует вступление в брак, подготовка дома, безработица или маленький доход, желание избежать ответственности, слабость веры, а также разнообразные искушения, порок и внебрачные связи.

Если говорить о жилищном вопросе, то большинство молодоженов желают жить отдельно, однако купить квартиру или дом или даже снимать жилье может позволить себе далеко не каждый, и в наше время трудно подобрать и обустроить отдельное жилье. Это первая преграда на пути желающих вступить в брак.

Что касается махра, то разные обычаи существуют среди мусульман арабских стран и стран Востока, а также среди других мусульманских народов. К примеру, у крымских татар принято обмениваться подарками родственниками жениха и невесты — нишан. Нишан бывает «легкий» и «агъыр-нишан» (тяжелый). К сожалению, зачастую «агъыр-нишан», действительно, становится непосильным для одной из сторон, и помолвки расторгаются. Порой в транспорте и общественных местах можно услышать восторженные рассказы о богатстве нишана, о вложенных в подарки золотых перстнях и всяких украшениях, что иногда становится боязно, думая о своих детях. Смогу ли я приготовить своему чаду такое изобилие и пышность, когда нужно и семью прокормить, и о будущем других детей позаботиться?

Вступление в брак — это не торговля и не способ разбогатеть. Это союз двоих, основанный на облегчении, снисходительности и сотрудничестве, и родственники жениха и невесты должны думать о будущем молодой семьи. Ведь если у молодоженов нет долгов или иных денежных обязательств, то не так уж трудно обеспечить семью и сделать ее жизнь благополучной и стабильной, ну, а если есть долги, то погашать их придется за счет сокращения расходов на семью, у которой много разных потребностей.

Ислам побуждает нас смотреть в будущее. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Лучший махр — тот, который легче всего заплатить» (Аль-Бухари).

Будь то махр или нишан, любые расходы по свадьбе должны быть такими, чтобы новая семья не несла тяжкого бремени долгов после пышного бракосочетания. В хадисе упоминаются такие слова Пророка: «Поищи хотя бы железный перстень».

Мудрость этого побуждения очевидна: дороговизна махра, большие расходы могут привести к тому, что жених передумает, а это, в свою очередь, приведет к распространению порока и разврата в обществе. Пророк сказал:

«Если пришел к вам тот, чьей религией и нравом вы довольны, выдавайте за него девушку. Если же вы не будете делать это, на земле распространится порок и великое нечестие». Люди сказали: «О Посланник Аллаха, даже если у него есть недостатки?» Он ответил: «Если пришел к вам тот, чьей религией и нравом вы довольны, выдавайте за него [девушку]», повторив эти слова трижды (Ат-Тирмизи).

Если говорить об увеличении расходов, связанных с вступлением в брак, то это сегодня распространенное явление как в городах, так и в сельской местности. Целью, конечно же, является хвастовство. Сюда относятся подарки на помолвку, расходы на организацию свадебного торжества в гостиницах, залах для проведения торжеств, домах или на открытом воздухе. Проводятся шикарные празднества с приглашением ансамблей, с дорогими подарками, с кавалькадой разукрашенных иномарок, цветочными венками и гирляндами... На это уходит немало средств. Все это в совокупности становится препятствием на пути желающих вступить в брак, особенно это касается мужчин со скромным доходом.

Преуспевшая жена — та, которая довольствуется разумными расходами на торжество и подарки.

Кто стремится к облегчению и снисходительности, которые являются неотъемлемыми свойствами Ислама, и желает внести свой вклад в борьбу с таким явлением, как безбрачие мужчин и женщин, а также с развратом и пороком в обществе, тому следует придерживаться умеренности и с довольством принимать все то, что помогает браку быть прочным и долговечным. При этом человеку следует украшать себя нравственными качествами, которые одобряет Ислам, соблюдать исламский этикет и по возможности избегать действий напоказ и формальностей. Родственники брачующихся должны принимать в расчет положение людей, а не смотреть поверхностно, руководствуясь надуманными принципами и соображениями. Им следует понять, что настоящее благо — это то, о чем сказал Пророк:

«Если пришел к вам тот, чьей религией и нравом вы довольны, выдавайте за него [девушку]. Если же вы не будете делать это, на земле распространятся порок и великое нечестие» (Ат-Тирмизи; Ибн Маджа; аль-Хаким).

Что же касается всего того, что необходимо для послесвадебного переезда новобрачной в дом мужа: мебели и домашней утвари, то в разных странах бытуют разные обычаи.

В большинстве стран все необходимое готовит жених, там поступают в соответствии с мнением большинства факихов.

Жених выплачивает определенную сумму, и она тратится на приобретение вещей. Это обязанность жениха, и от невесты ничего подобного не требуется. Жених подыскивает жилье, покупает мебель и прочее, и он же покупает одежду женщине и обеспечивает ее. А брачный дар (махр), который мужчина выплачивает женщине, предназначен вовсе не для того, чтобы она готовила на эти средства дом и покупала необходимые вещи. Махр — это брачный дар жениха невесте, и Всевышний Аллах сказал о нем в Своей Книге:

«Даруйте женщинам их приданое от чистого сердца» (4:4).

Жених не имеет права требовать от невесты или ее отца готовить дом и покупать все необходимое для жизни, и он не должен удерживать что-то из оговоренного махра.

Если все готовит женщина, как это происходит в иных странах, где господствует такой обычай, то это принадлежит ей, и решающее слово в случае тяжбы — ее слово, если она поклянется. Таково мнение Абу Йусуфа. Если же все покупает жених, то это его право. Так обычно делается в странах Шама и Персидского залива.

У крымских татар, как известно, стороны договариваются о приданом, условиях помолвки (созкесима и нишана). Зачастую невеста или преуспевающий жених хочет, чтобы все было красиво и богато. И люди состязаются друг с другом в покупке роскошных вещей, хвастаясь друг перед другом и обращая особое внимание на то, какого производства данная вещь — иностранного или отечественного. Если финансовые возможности сторон позволяют покупать все это, и делается это добровольно и с удовольствием — то в этом случае нет никаких проблем. Однако если покупка таких вещей ложится на плечи жениха или отца невесты тяжким грузом, то в этом нет блага, потому что эти средства потрачены вынужденно — он не желает расходовать столько, но вынужден, чтобы соблюсти обычай. А все, что человек отдает потому, что ему стыдно не отдать, или по принуждению, является сомнительным или запретным. К тому же это вредит будущей семейной жизни и представляет собой один из видов расточительства, а Аллах не любит расточительствующих. Всевышний Аллах сказал:

«Поистине, расточители — братья шайтанов, а ведь шайтан неблагодарен по отношению к своему Господу» (Кур`ан, 17:27).

Стоит проблема безработицы и низких доходов. Она существует сегодня в большинстве государств мира, и в странах третьего мира она стоит острее всего и увеличивается из года в год, поскольку в этих странах люди заняты в основном земледелием, тогда как промышленность развита очень слабо, а торговля внутри страны, а также с другими государствами почти не ведется. Кроме того, сегодня техника вытесняет человека из многих областей, оставляя его без работы. Следует добавить к этому плохое воспитание и лень многих молодых людей...

Если молодежь сталкивается с этой проблемой, которая лишает их дохода или уменьшает его, как же они могут жениться? Конечно, в приобретении самого необходимого им могут помочь родители, родственники, друзья или государство, но в этом случае от них нельзя требовать приобретения дополнительных вещей, в которых нет особой необходимости, а также предметов роскоши. Ведь иначе на пути создания новой семьи может встать непреодолимая преграда, или у мужчины возникнут комплексы, и он будет питать злобу по отношению к обществу, в котором живет.

Существование этих проблем предполагает облегчение вступления в брак всеми возможными способами. Молодые люди должны ограничиться приобретением необходимого в надежде, что в будущем их материальное положение улучшится, например, супруг найдет лучшую работу, и они смогут приобрести и другие вещи.

Верующий не должен отчаиваться найти способ заработать на жизнь. Он должен помнить о том, что удел, предопределенный ему Всевышним, может прийти к нему в любой момент. Даже удел, дарованный Всевышним женщине, в конечном итоге переходит к семье. Всевышний сказал:

«Разве это они распределяют милость твоего Господа? Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни» (Кyр`ан, 43:32).

«Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах — Объемлющий, Знающий» (Кyр`ан, 24:32).

 

1 часть

2 часть

3 часть

4 часть

5 часть

 

Фериде Ваит

По материалам: https://islam.plus/

Комментарии Вход