Мусульманская семья в современном мире (4 часть)

08 апрель 2021 1857 0
Режим чтения

В рамках этой темы мы обсудим четыре вопроса:

1) Прелюдия к вступлению в брак (помолвка);

2) Способ заключения брачного договора;

3) Препятствия для вступления в брак с точки зрения Шариата;

4) Последствия вступления в брак.

Одного взгляда на эти вопросы достаточно, чтобы понять: Ислам сделал вступление в брак единственным законным способом для установления связи между мужчиной и женщиной, тогда как все остальные способы он запретил — как в наше время, так и в будущем. Вступление в брак необходимо для произведения потомства. Кроме того, оба супруга обретают душевное спокойствие, поскольку в основе брака лежит взаимная любовь и милосердие, сотрудничество и согласие. Всевышний Аллах сказал:

«Среди Его знамений — то, что Он сотворил вас из земли. После этого вы стали родом человеческим и расселяетесь. Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили у них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих» (Кyр`ан, 30:20-21).

Брак зиждется на довольстве обеих сторон, и при вступлении в брак не может быть принуждения и давления, потому что довольство — залог постоянства и стабильности отношений, а также путь к возникновению искренней любви между супругами. Если мужчина и женщина вступают в брак добровольно, то они оба стремятся к созданию дружной семьи, члены которой помогают друг другу и которая основана на целомудрии, добродетели и стремлении избегать всего запретного. В этой семье всегда доброе и искреннее отношение друг к другу. Всевышний сказал:

«Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, во что Аллах заложил много добра» (Кyр`ан, 4:19).

Всевышний Аллах превознес вступление в брак и указал на его важность, назвав его «суровым заветом». Мужчина должен удерживать женщину при себе и при этом относиться к ней как положено или же отпустить ее с миром. При этом он не имеет права ничего забирать из ее брачного дара (махр), кроме тех случаев, когда она отказывается слушаться его или совершает прелюбодеяние. Всевышний сказал:

«Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы подарили кантар [большой брачный дар], то ничего не берите себе из этого. Неужели вы станете отбирать это, поступая лживо и совершая очевидный грех? Как вы можете отобрать это, если между вами была близость, и если они взяли с вас суровый завет?» (Кyр`ан, 4:20-21).

Ислам побуждает нас к вступлению в брак и считает это желательным, поскольку вступление в брак — это способ сохранить целомудрие, сберечь честь и удовлетворить естественный половой инстинкт человека. К тому же вступление в брак — это путь к счастью, спокойствию, благополучию и стабильности, а также созданию новых семейных связей и укреплению уз любви между людьми. Всевышний сказал:

«Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведных из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах — Объемлющий, Знающий» (Кyр`ан, 24:32).

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«О юноши! Кто из вас имеет возможность содержать семью, пусть женится, ибо, поистине, это помогает оберегать взор и половые органы от запретного, а кто не может, пусть постится, и это станет для него защитой».

Вступление в брак делает человека ответственным, помогает ему самоутвердиться и побуждает его самостоятельно зарабатывать на жизнь и трудиться. А отрешение от мира и всецелое посвящение себя поклонению у некоторых сегодняшних мусульман похоже на монашество у христиан.

Предписав мусульманам вступать в брак, Всевышний в то же время запретил прелюбодеяние и любые отношения, не узаконенные и не одобряемые шариатом. Всевышний сказал: 

«Скажи: “Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые”» (Кyр`ан, 7:33).

Цель вступления в брак — произвести на свет законнорожденных детей, чтобы ребенок, рожденный от одного отца, не считался при этом сыном другого. Еще одна цель — уберечь женщину от превращения в игрушку, предмет для удовлетворения похоти, а также бороться с вседозволенностью и развратом — проявлениями первобытности, нецивилизованности, а также причиной многих бед, распространения непристойности и болезней и вырождения человека как вида.

 

Постановление ислама относительно вступления в брак

По мнению факихов, узаконенный шариатом брак бывает:

1. Обязательным — когда человек уверен, что если он не вступит в брак, то совершит прелюбодеяние, при условии, что он способен дать женщине брачный дар (махр) и содержать семью, соблюдая права жены, и при этом он не может уберечь себя от совершения прелюбодеяния посредством соблюдения поста или иным способом. Ведь сохранение целомудрия — обязанность мусульманина, а то, без чего невозможно осуществить обязательное, также является обязательным.

2. Желательным — когда у человека спокойный темперамент, и он способен контролировать свою страсть и усмирять ее так, что он не опасается совершить прелюбодеяние, если не вступит в брак, и в то же время нет опасений, что он будет притеснять женщину.

Вступление в брак — обычай пророков и посланников. Всевышний сказал:

«И Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство» (Кyр`ан, 13:38). 

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«...и я женюсь, а кто не желает следовать моей Сунне, тот не имеет ко мне отношения!» (Аль-Бухари; Муслим).

Катада передал, что Пророк запретил отрешение от мира и отказ от вступления в брак. При этом Катада прочитал аят:

«Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство» (АтТирмизи; Ибн Маджа).

3. Запретным — когда очевидно, что данный человек, вступив в брак, будет притеснять женщину, поступать с ней несправедливо и причинять ей вред, то есть когда мужчина не способен содержать семью и обходиться с женой по-доброму. Ведь причинение вреда запретно, и все, что ведет к причинению вреда, также запретно.

4. Нежелательным — когда человек опасается, что будет несправедливым по отношению к жене и может причинить ей вред потому, что он неспособен содержать семью или из-за своего дурного характера или из-за слабости влечения к противоположному полу, однако у него нет уверенности в этом.

5. Дозволенным (то есть человек может вступить в брак или отказаться от этого по своему усмотрению) — если «за» и «против» приблизительно равны.

Все вышесказанное относится и к женщине.

 

Раннее вступление в брак

Желательно вступать в брак сразу после достижения совершеннолетия и умственной зрелости, в раннем возрасте, если позволяют финансовые возможности. Это полезнее для здоровья и нравственности, позволяет человеку лучше справляться с возложенной на него ответственностью и облегчает воспитание детей, пока он молод и полон сил. К тому же раннее вступление в брак отвечает требованиям человеческой природы, тогда как монашество и безбрачие, наоборот, противоречат естественной человеческой природе. 

Таков обычай пророков и посланников, и это — поклонение и приближение к Аллаху, имеющее пять полезных следствий: оставление потомства, защита от шайтана и отклонений от прямого пути, отдохновение души, освобождение от ряда домашних дел (для мужчины) и борьба с собственной душой.

В Шариате не оговорено, в каком именно возрасте мусульманин должен вступать в брак и какая разница в возрасте должна быть между супругами. Однако и в теории, и на практике — лучше, чтобы эта разница не была слишком большой. Если женщина уже в возрасте, мужчина очень скоро перестанет интересоваться ею и начнет искать другую. А если пожилой мужчина женится на молодой женщине, может получиться так, что он оставит ее вдовой, когда она будет еще молода, и потом ей будет нелегко выйти замуж снова. И после легкомысленно принятого решения или погони за сиюминутной пользой супруг или супруга начинают жалеть о содеянном, и им приходится расплачиваться за свой поступок. 

1 часть

2 часть

3 часть

4 часть

 

Фериде Ваит

По материалам: https://islam.plus/

Комментарии Вход