Мусульманская семья в современном мире (10 часть)

10 март 2022 1482 0
Режим чтения

Вступление в брак, согласно Шариату, это договор, делающий дозволенным для мужчины наслаждение женщиной, которая является для него посторонней и не запрещена ему по причине кровного или молочного родства или родства по браку.

Для заключения брака необходимо присутствие опекуна невесты (вали) и двух справедливых свидетелей. Пророк сказал:

«Не может быть брака без покровителя и двух справедливых свидетелей» (Ад-Даракутни; Ибн Хиббан).

Жениху предлагают жениться на девушке, и он принимает это предложение, отвечая согласием, причем должны использоваться выражения, указывающие на то, что заключаемый брак будет постоянным, а не временным. При этом необходимо, чтобы покровитель невесты и жених встретились – предложение и принятие его иным способом, например по телефону, недействительно.

Например, человек говорит сам или же ему диктует знающий человек: «Отдай себя мне в жены на основе такого-то махра (брачный дар)», а женщина (разумная и достигшая совершеннолетия) отвечает: «Я принимаю твое предложение», или ее покровитель говорит: «Я принимаю твое предложение от имени моей подопечной такой-то».

Или покровитель говорит: «Я отдаю тебе в жены мою дочь (или сестру) такую-то в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника и на основе такого-то махра, выплачиваемого сразу, и такого-то махра, отложенного на потом, и Аллах – Свидетель того, что я говорю». А мужчина говорит: «Принимаю женитьбу на твоей дочери (или сестре) на основе Книги Аллаха и Сунны Его Посланника, и на основе этого махра, как выплачиваемого сразу, так и отложенного, и Аллах – Лучший из свидетелей».

Присутствие опекуна (вали) при заключении брака рекомендуется по Шариату. Но нужно спросить разрешения у самой девушки.

Также советуйтесь с матерями относительно замужества их дочерей. Так будет лучше и деликатнее, это позволит избежать обид, да и согласие девушки будет более искренним, потому что девушки обычно больше тянутся к матерям. К тому же довольство матери и дочери согласуется с принципами свободы, сохранения достоинства и равноправия. Женщину нельзя выдавать замуж без ее согласия, следует предоставить ей выбор. Ибн Аббас передает, что к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) пришла девушка-девственница и сказала, что ее отец выдал ее замуж без ее согласия, и он предоставил ей выбор (Ахмад; Абу Давуд; Ибн Маджа; ад-Даракутни).

Церемония заключения брака начинается с произнесения хутбы – это желательно. Лучшая хутба в этом случае – та, которую приводят Абу Давуд, ат-Тирмизи и другие, которой научил Пророк:

«Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, у Него просим помощи и прощения, и ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведет Аллах прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник».

Далее следуют аяты:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе как будучи мусульманами!» (Кyр`ан, 3:102).

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, Именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами» (Кyр`ан, 4:1).

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (Кyр`ан, 33:70-71).

Желательно также, чтобы покровитель невесты сказал вместе с этим: «Я отдаю ее тебе в жены на основании веления Всевышнего Аллаха и Его Посланника удерживать по-доброму или отпустить с благодеянием» или: «... на основании Книги Аллаха и Сунны Его Посланника». К вышесказанному можно добавить несколько хадисов, например, слова Пророка (мир ему и благословение):

«Вступление в брак – моя Сунна, и кто не желает следовать моей Сунне, тот не имеет ко мне отношения» (Аль-Бухари; Муслим).

«Женитесь на любвеобильных и рожающих много детей, и, поистине, я превзойду вашей численностью остальные общины» (Абу Давуд; ан-Насаи).

Ан-Навави сказал: «Самая маленькая хутба в этом случае: "Хвала Аллаху, благословения Посланнику Аллаха. Завещаю вам бояться Аллаха в тайном и в явном, и прошу Аллаха соединить вас во благе и привязать вас друг к другу так, как привязал Он друг к другу Адама и Хавву"».

Эта хутба – сунна, и если даже человек не произнесет ничего из нее, брак будет действительным. В редких случаях будущий супруг не произносит никакой хутбы, но как только покровитель невесты скажет: «Я отдаю тебе в жены такую-то», он должен сразу же сказать: «Я принимаю женитьбу на ней».

Затем подписывается брачный договор, который регистрируется в Шариатском суде, или в другой структуре (загс), с целью сохранения прав обоих супругов.

 

Препятствия для вступления в брак с точки зрения шариата

Еще одно непременное условие при заключении брака – чтобы женщина не была запретной для мужчины в силу временного или постоянного запрета. А иначе брак не может быть заключен. Мужчина не может вступить в брак с женщиной, которая является запретной для него в силу временного запрета или запрета, относительно которого имеются сомнения или существуют разногласия между учеными-правоведами. Например, женитьба на женщине во время идды (срок, в течение которого разведенная или овдовевшая женщина не имеет права вновь выходить замуж), после окончательного развода, женитьба на сестре женщины, с которой развелись и идда которой еще не кончилась, женитьба на двух женщинах, на которых запрещено жениться одновременно – например, на женщине и ее тете по отцу или по матери.

Кроме того, не будет действительным брак, заключаемый с кровными родственницами (относящимися к категории махрам), которые являются запретными для мужчины в силу вечного запрета – он не имеет права жениться на них до конца своей жизни. Это сестра, дочь, тетя по отцу и по матери и так далее.

Постоянный запрет имеет три причины: кровное родство, родство по браку и молочное родство. Все три причины упомянуты в Словах Всевышнего:

«Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде. Поистине, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем. Запретны для вас ваши матери, дочери, сестры, тети со стороны отца, тети со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость – если же вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших поясниц. Вам запрещено жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Поистине, Аллах Прощающий, Милосердный. И замужние женщины запретны для вас... Таково предписание Аллаха для вас. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. … Поистине, Аллах – Знающий, Мудрый» (Кyр`ан, 4:22-24).

 

1 часть

2 часть

3 часть

4 часть

5 часть

6 часть

7 часть

8 часть

9 часть

10 часть

 

Фериде Ваит

По материалам: https://islam.plus/

Комментарии Вход