Мусульманка и расходование средств

21 октябрь 2021 1797 0
Режим чтения

Женщина-мусульманка расходовала своё имущество, не скупясь, после того как начала трудиться на пути Аллаха. Она посвятила себя служению Всевышнему, воспитывая своих детей в духе покорности Ему и употребляя свои способности ради Него.

Женщина-мусульманка не пожелала задерживать свой взор на украшениях мира дольнего. Её не обманул блеск богатства и мирских благ, ею не овладела страсть к накоплению золота и серебра. Напротив, она спешила расходовать свои средства на пути Аллаха, со спокойным сердцем, довольная ожидающей её наградой, которую Аллах приготовил для подающих милостыню и расходующих на благое.

Никто не может отрицать, что человеку присуща любовь к имуществу, и он любит копить богатство, и что если бы владел потомок Адама целой долиной золота, он всё равно желал бы иметь ещё одну такую долину, и так далее… Словом, «не наполнит чрево потомка Адама ничего, кроме земли».

Многие люди погрязли в омуте мирских благ и вычерпали этот омут до самой глины, и у них вошло в привычку кичиться и хвастаться друг перед другом мирскими благами, которыми они владеют. И последнее слово стало оставаться за тем, кто сумел завладеть наибольшим количеством мирских благ. Можно смело говорить о грубом материализме и рабах богатства.

Это искушение страшнее войн и блеска мечей!

Поэтому имам Ахмад предпочёл отвернуться от мира этого, который раскрыл перед ним свои блага, после того как закончилось тяжкое испытание, которому он подвергался в течение определённого времени.

Первые мусульманки понимали ничтожность мирских благ, и их вера побудила их предпочесть мир вечный миру этому и щедро расходовать своё имущество на разнообразные благие дела.

Женщина расходовала на мужа и детей, а также на тех, кто находился у неё в подчинении, например, слуг, а также на других мусульман. Первые мусульманки показали миру примеры щедрого расходования средств на благое. И эти примеры сохранила для нас история.

Ибн Абу Муляйка (да будет доволен им Аллах) передаёт от Асмы бинт Абу Бакр (да будет доволен Аллах ими обоими): «Я прислуживала аз-Зубайру в доме, и ещё у него был конь, и  я  присматривала за ним, и не было для меня дела тяжелее, чем уход за конём. Я  заготавливала для него траву и ухаживала за ним». Он передаёт: «А потом у неё появилась прислуга. К Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) привели пленников, и он дал ей служанку. Она рассказывала: “И она избавила меня от ухода за конём и его кормления. А однажды ко мне пришёл какой-то человек и сказал: «О Умм ‘Абдуллах! Поистине, я бедный человек и хотел бы торговать в тени твоего дома». Она ответила: «Если я разрешу тебе, то аз-Зубайру это не понравится… Приходи снова и обратись ко мне с этой просьбой в присутствии аз-Зубайра». И он пришёл позже и сказал: «О Умм ‘Абдуллах! Поистине, я бедный человек и хотел бы торговать в тени твоего дома». Она ответила: «Да неужели нет для тебя во всей Медине дома, кроме моего?» Аз-Зубайр сказал ей: «Что с тобой, почему ты не позволяешь этому бедному человеку торговать здесь?»” И он торговал, пока не разбогател. А потом я продала ему рабыню, и когда аз-Зубайр вошёл, вырученные за неё деньги лежали у меня на коленях. Он сказал: “Подари это мне”. Она же сказала: “Поистине, я уже отдала это в качестве милостыни”». (Муслим)

Зейнаб, жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен Аллах ими обоими) сказала: «Однажды я была в мечети и увидела там Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: “О женщины, подавайте милостыню, даже если вам нечего подать, кроме своих украшений”. Возвратившись, я сказала ‘Абдуллаху ибн Мас‘уду: “Пойди и спроси Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), послужит ли для меня заменой милостыни то, что я буду расходовать на тебя и на сирот, которые находятся на моём попечении? Если да, то я так и сделаю, а если нет, тогда я отдам эти деньги кому-то другому”. ‘Абдуллах сказал: “Спроси Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сама”. И я отправилась к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и у его дверей встретилась с одной женщиной из числа ансаров, желавшей задать ему такой же вопрос. Мы уважали Посланника Аллаха и робели в его присутствии… Когда к нам вышел Биляль, мы сказали ему: “Пойди к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и скажи ему, что у дверей две женщины, которые спрашивают, послужит ли для них заменой милостыни то, что они будут расходовать на мужей и сирот, находящихся на их попечении. И не говори ему, кто мы”. После этого он вошёл к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и задал ему этот вопрос. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “Кто они?” Биляль сказал: “Женщина из числа ансаров и Зейнаб”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “Какая именно Зейнаб?” Биляль сказал: “Жена ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда”. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Да, и ей уготованы две награды: одна за поддержание связей с родственниками, а другая за милостыню”» (Аль-Бухари; Муслим).

‘Урва ибн аз-Зубайр (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт: «‘Абдуллах ибн аз-Зубайр (племянник ‘Аиши, сын её сестры Асмы) был для ‘Аиши самым любимым человеком после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и Абу Бакра, и он относился к ней с большим почтением и уважением, чем кто бы то ни было другой, и она не удерживала у себя ничего из того, что появлялось у неё, раздавая это в качестве милостыни».

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «…Я никогда не видела женщины, которая соблюдала бы религию лучше, чем Зейнаб (бинт Джахш). Я не видела более богобоязненной и правдивой женщины. Никто не поддерживал родственные связи так, как она, никто не подавал столько милостыни и не проявлял такого усердия в делах, приближающих к Всевышнему Аллаху» [Аль-Бухари; Муслим].

Асма (да будет доволен ею Аллах) также передаёт: «Я как-то сказала: “О Посланник Аллаха! У меня нет имущества, если не считать того, что приносит аз-Зубайр, и я подаю милостыню…” Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Подавай, что можешь, и не завязывай сосуд свой, чтобы Аллах не завязал его от тебя”» (Аль-Бухари; Муслим).

Ан-Навави сказал:

«Это побуждение расходовать в покорности Аллаху и запрет удерживать имущество и скупиться».

Смысл этого веления можно понять из других хадисов, которые приводятся в обоих «Сахихах» и в других сборниках. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Подавай милостыню и не подсчитывай, а иначе и Аллах будет подсчитывать [Своё даяние] тебе».

Были среди первых мусульманок женщины, у которых не было никакого имущества, за исключением того, что приносили домой их мужья, и тем не менее они спешили спросить Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о том, можно ли им подавать милостыню из имущества мужа. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил женщине подавать милостыню в подобных случаях и велел не подсчитывать расходуемое, предупредив, что в противном случае и Аллах будет подсчитывать удел, который дарует ей.

Отсутствие возможности не означает, что человек лишается награды. До нас дошло множество сообщений о людях, которые получат свою награду сполна за дела, которых они не совершали: они не смогли осуществить своё намерение и совершить эти дела по уважительной причине, в силу каких-то обстоятельств. При этом Всевышний Аллах знал об искренности намерений этих людей и о том, что они действительно собирались совершить это благое дело и совершили бы его, если бы им представилась такая возможность.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) раскрыл перед Асмой и другими женщинами дверь, через которую они могли выйти на путь подающих милостыню. А в наше время женщина стремится копить своё имущество и имущество своего мужа, чтобы потом использовать его для приобретения мирских благ и расходовать на пустые развлечения и преходящие удовольствия…

Никто не отрицает, что и сегодня можно увидеть достойных женщин, которые предпочли мир вечный удовольствиям мира этого и следуют путём искренне верующих и праведных женщин (да будет доволен Аллах ими всеми). Однако большинство современных женщин настолько привязаны к мирским благам и пустым развлечениям, что нельзя проводить никаких параллелей между ними и теми женщинами, которым посвящена эта книга.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к женщинам с проповедью и велел им подавать милостыню, и женщины начинали бросать свои серьги и перстни, а Биляль собирал их в край своей одежды.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не успевал закончить свою речь, а женщины уже бросали что-нибудь из своих украшений, стремясь к награде, обещанной Всевышним. А сколько современных женщин поскупились бы в подобной ситуации!

Знаете ли вы историю о замечательном поступке одной женщины из числа ансаров и её мужа?

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл какой-то человек, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) послал к своим жёнам, но все они сказали: «У нас нет ничего, кроме воды!» Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Кто примет этого человека у себя?» Один из ансаров откликнулся: «Я». После этого он отвёл его к своей жене и сказал: «Прими как следует гостя Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». Она сказала: «У нас нет ничего, кроме еды для моих детей». Тогда он сказал: «Приготовь свою еду, зажги светильник и уложи детей спать, если они захотят поужинать». И она приготовила еду, зажгла светильник и уложила детей, а потом встала, будто бы для того, чтобы поправить светильник, и погасила его. Затем они стали делать вид, что едят, а на самом деле легли спать голодными. Наутро хозяин дома зашёл к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и тот сказал: «Аллаху понравилось то, как вы поступили со своим гостем этой ночью!» А потом Аллах ниспослал:

«Они отдают им предпочтение перед собой, даже если сами испытывают нужду. Преуспели те, кто убереглись от собственной скупости» (Сура 59 «Сбор», аят 9).

 

Салях ибн Фатхи Халяль, из книги «Истории из жизни сподвижниц»

По материалам: http://islamdinr.ru/

Комментарии Вход