Когда стоит «играть в молчанку» с собственным супругом
Муж приходит с работы домой. Его жена молчит, давая приглушенные односложные ответы на его веселые шутки.
«В чем дело?» — спросил он.
Нет ответа.
«Я сказал что-то не то?»
Ответа опять нет. Теперь он ломает голову над событиями прошедшей недели, чтобы выяснить возможную причину дурного настроения своей жены.
После нескольких часов самоедства он прямо спросил ее:
«Почему ты молчишь? Пожалуйста, скажи мне».
Снова нет ответа. Позже, лежа в постели, он удивленно вздыхает:
«Что я сделал не так?!»
Это — нередкий сценарий в большинстве союзов. Независимо от того, применяется ли «игра в молчанку» женой или мужем, они сдерживают чувства и эмоции, избегают откровенного разговора и умышленно поворачиваются спиной к супругу, чтобы заставить его «заплатить» за что-то оскорбительное или обидное. Это не только создает эмоциональную и физическую дистанцию между обоими супругами, но и впоследствии превращает погоду в доме в атмосферу ледяной неловкости, которая затрагивает даже детей. К сожалению, это часто случается во многих семьях.
Вопрос в том, почему это случается? Почему человек становится холодным и отчужденным от своего супруга и отказывается говорить с ними?
«Наказание» за ошибку
Часто случается так, что супруг молчит, чтобы заставить другого супруга «заплатить» за то, что он сделал что-то ранящее или оскорбительное. Это особенно актуально для молодых, еще незрелых пар, которые недавно поженились.
Например, жена может непреднамеренно забыть подать еду или напитки своему мужу в первую очередь во время их визита в дом ее родителей, неумышленно предложив угощение сначала ее родителям или братьям.
Когда супруги только поженились, муж часто может обижаться по мелочам, ошибочно воспринимая незначительную оплошность жены как удар по его эго. И он может «ответить ей», помолчав в течение пары часов или ночи, в зависимости от уровня его зрелости и размера его эго.
По мере того, как проходят годы в браке, пара начинает лучше понимать внутреннюю природу и личность друг друга; а также то, что отталкивает супруга и что ранит его чувства. Тогда «игра в молчанку» в идеале должна ограничиваться лишь случаями абсолютной необходимости, а именно, когда супруг постоянно не подчиняется Аллаху или выходит за рамки ограничений его религии.
Кyр`ан и Сунна посланника Аллаха ﷺ проливают свет на то, когда и как молчание супруга становится необходимым и оправданным.
Муж «избегает ложа своей жены»
В одном из самых обсуждаемых аятов Кyр`ана Аллах предлагает мужьям трехступенчатую стратегию, чтобы исправить поведение своих жен, когда они становятся непоследовательными и преднамеренно непокорными, «наашиза».
Во-первых, Аллах приказывает мужу предупреждать, советовать и просвещать свою жену о серьезных последствиях ее вызывающих действий для ахирата, а также для счастья и долголетия их брака.
Если это предостережение и совет не работают с течением времени, то следующий шаг, к которому он должен прибегнуть, это то, что аят называт «избеганием супружеского ложа».
Любой, кто пережил проблемы в браке, знает, каково это быть брошенным в постели, т.е. когда один из супругов теряет всякий интерес к сексуальной близости, либо по обстоятельствам (например, физическая разлука из-за работы, поездок или иммиграционных целей), либо по собственному выбору (например, один из супругов перестает любить другого).
Замужняя, сексуально активная женщина процветает благодаря любящим словам, физической заботе любящего, внимательного и заботливого мужа. Когда такая жена сталкивается с умышленным сексуальным равнодушием своего мужа, это служит большим «ударом», который должен «потрясти ее» в исправлении ее поведения.
Когда он оставляет ее в постели ради Аллаха, у нее появляется шанс испытать боль, вызванную его холодным безразличием или молчанием, которое, скорее всего, заставит ее очень серьезно задуматься о своем поведении и отказаться от своего умышленного неповиновения.
Только ради Аллаха
Здесь важно помнить, что ни один из супругов не должен использовать молчание, чтобы манипулировать другим и наказывать его, просто чтобы отомстить.
Единственный раз, когда Кyр`ан позволяет мужу оставить свою жену в постели, это только ради Аллаха, чтобы спасти свой брак от развода и дать его жене шанс вернуться к праведности.
Ни один мужчина не должен злоупотреблять этой заповедью Аллаха только в угоду своему эго. Он не должен злоупотреблять своим авторитетом и более высоким статусом над женой, чтобы причинить ей боль или страдания без причины, оправданной исламским шариатом.
Чтобы любой мужчина, читающий эту статью, ошибочно не подумал, что ислам позволяет ему безоговорочно игнорировать жену, я хотела бы отметить кое-что очень важное, что сказали наши современные ученые: во многих случаях именно грехи самого мужа или плохое отношение к жене становится причиной ее преднамеренного неповиновения.
Муж должен искать причины умышленного неповиновения своей жены. К этим причинам может относиться и он сам! Да, вы можете быть одной из причин ее преднамеренного непослушания из-за грехов, которые вы совершаете. Один из салафов сказал: «Я вижу влияние своих грехов на мою жену», - в ее плохом отношении или отказе подчиниться ему. Или же муж может плохо обращаться со своей женой, поэтому ее поведение является реакцией на то, как он с ней поступает.
Когда Пророк Мухаммад ﷺ молчал
Этот инцидент является ярким примером того, когда один из супругов с исламской точки зрения допускает игнорирование другого. Пророк дал такую серьезную клятву и оставил компанию и постель всех своих жен из-за требования, которое они предъявляли ему, и которое шло в разрез с поведением, подобающим женам Пророка ﷺ. За это даже Аллах наставлял их всех в Кyр`ане. Известный случай, о котором сообщалось в достоверных хадисах, описывает, как Пророк Мухаммад ﷺ однажды физически отдалился от всех своих жен и поклялся не посещать ни одну из них в течение месяца.
Тем не менее, в этой статье я не намеревась углубляться в то, каким поведением жены Пророка ﷺ заставили его отказаться от них на месяц, а скорее хочу отметить, что он пошел на этот серьезный шаг только один раз, в случае крайней необходимости.
Более того, Пророк ﷺ игнорировал своих жен только тогда, когда они преступали законы или пределы религии Аллаха.
Вывод
При таком сценарии, предоставляя им все соответствующие исламу права (такие как послушание и сексуальная близость со стороны жены для своего мужа, а также доброе обращение и содержание со стороны мужа для своей жены), пострадавший или обиженный супруг должен искренне и настойчиво посоветовать своей второй половинке прекратить неподобающее с точки зрения ислама поведение.
Если это не сработает, они могут игнорировать их, не отказываясь ни от каких прав, которыми Аллах их наделил, в качестве средства для улучшения и исправления их веры.
Если это не сопровождается ясным, открытым общением и откровенным разговором о том, как неблагоприятное поведение или отношение одного из супругов влияют на брак, то «игра в молчанку» становится просто причиной дальнейшего разногласия, дистанции и раздора между супругами, а не средством исправления и духовного роста, как это должно быть.
Будь то муж или жена, которые решили применить этот метод по отношению к своей второй половине, они должны задать себе следующие важные вопросы:
- Я игнорирую его, чтобы отомстить за то, как он плохо со мной обращался, или выразить свое неодобрение тому, что он ослушался Аллаха?
- Приведет ли мое молчание к исправлению, улучшению и праведности моего супруга? Или это просто создаст еще большее расстояние между нами?
- Это порадует Аллаха или Шайтана?
В ответах на эти вопросы кроются ключи к смирению, самосовершенствованию и самопознанию как для мужа, так и для жены.
Садаф Фауки (Sadaf Farooqi)
По материалам: https://islam.plus/