Хатм Кур`ана

28 июль 2020 2951 0
Режим чтения

Поистине, завершение чтения Кyр`ана (хатм) является одним из великих благих деяний, за которое человеку многократно воздастся. Мусульманину желательно время от времени завершать чтение Кyр`ана и стараться постоянствовать в этом.

Всевышний Аллах в Кyр`ане говорит:

إِنَّ الَّذِينَ يَتْلُونَ كِتَابَ اللَّهِ وَأَقَامُوا الصَّلَاةَ وَأَنْفَقُوا مِمَّا رَزَقْنَاهُمْ سِرًّا وَعَلَانِيَةً يَرْجُونَ تِجَارَةً لَنْ تَبُورَ

«Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной» (Сура Фатыр, аят 29)

А Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

من قرأ حرفًا من كتاب الله فله به حسنة، والحسنة بعشر أمثالها، لا أقول: ألم حرف، ولكن ألف حرف، ولام حرف، وميم حرف

«Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Кyр`ана, (запишется одно) доброе дело, а за (каждое) доброе дело (воздаётся) десятикратно, и я не говорю, что “Алиф, Лям, Мим” – это одна буква, нет, “Алиф” – буква, “Лям” – буква, и “Мим” – буква»  (Ат-Тирмизи)

В чтении Кyр`ана заключается множество достоинств, как говорится в различных хадисах: заступничество в мире вечном, повышение в степени, обилие добрых дел, усиление убеждённости (йакин), исцеление больных, успокоение души, избавление от беспокойств в этом мире и многие другие, которых не перечесть.

Со слов Абу Мусы аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مثل المؤمن الذي يقرأ القرآن مثل الأترجة ريحھا طيب وطعمھا حلو ومثل المؤمن الذي لا يقرأ القرآن كمثل التمرة لا ريح لھا وطعمھا حلو ومثل المنافق الذي يقرأ القرآن كمثل الريحانة ريحھا طيب وطعمھا مر ومثل المنافق الذي لا يقرأ القرآن كمثل  الحنظلة ليس لھا ريح وطعمھا مر

«Верующий, который читает Кyр`ан, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Кyр`ан, подобен финику, не обладающему запахом, но сладкому на вкус. Лицемер, который читает Кyр`ан, подобен базилику, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус, а лицемер, который Кyр`ан не читает, подобен колоквинту, не обладающему запахом и горькому на вкус» (аль-Бухари и Муслим)

 

За какое время желательно завершить чтение Кур`ана?

Некоторые учёные сказали, что желательно завершать чтение Кyр`ана каждую неделю, так поступали многие сподвижники и табиины (да будет доволен ими Аллах), и желательно, чтобы срок завершения чтения Кyр`ана не превышал одного месяца.

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

عن عبد الله بن عمرو أن النبي صلى الله عليه وسلم قال له اقرأ القرآن في شهر قال إني أجد قوة قال اقرأ في عشرين قال إني أجد قوة قال اقرأ في خمس عشرة قال إني أجد قوة قال اقرأ في عشر قال إني أجد قوة قال اقرأ في سبع ولا تزيدن على ذلك

«“Прочитывай Кyр`ан полностью за месяц”.
Он (кто?) сказал: “Но я чувствую в себе силу!”.
[Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Прочитывай его за двадцать дней”.
Он сказал: “Но я чувствую в себе силу!”.
[Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Прочитывай его за пятнадцать дней”.
Он сказал: “Но я чувствую в себе силу!”.
[Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Прочитывай его за десять дней”.
Он сказал: “Но я чувствую в себе силу!”.
[Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Тогда прочитывай его за семь дней, но не меньше!”» (Абу Дауд)

Говоря о различных сроках, за которое следует прочитывать весь Кyр`ан, имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) писал:

والاختيار أن ذلك يختلف باختلاف الأشخاص فمن كان يظهر له بدقيق الفكر الطائف ومعارف فليقتصر على قدر ما يحصل له كمال فهم مايقرأه

«По наиболее правильному мнению, объём прочитанного зависит от характера человека. Ему нужно ограничиться таким объёмом прочитанного, которое не утомит его и при котором его разум будет достаточно ясен, чтобы полноценно размышлять о прочитанном» («Ат-Тибьян», с. 80)

Некоторые учёные считали, что нежелательно завершать чтение Кyр`ана менее чем за три дня, ссылаясь на хадис от Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах), который передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

لا يفقه من قرأه في أقل من ثلاث

«Не будет содержание Кyр`ана понятно тому, кто прочтёт его полностью менее чем за три дня» (Абу Дауд и ат-Тирмизи)

Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) поясняет:

وإنما ورد النهي عن قراءة القرآن في أقل من ثلاث على المداومة على ذلك فأما في الأوقات المفضلة كشهر رمضان خصوصا الليالي التي يطلب فيها ليلة القدر أو في الأماكن المفضلة كمكة لمن دخلها من غير أهلها فيستحب الإكثار فيها من تلاوة القرآن اغتناما للزمان والمكان وهو قول أحمد وإسحاق وغيرهما من الأئمة وعليه يدل عمل غيرهم كما سبق ذكره.

«Запрет на завершение чтения Кyр`ана менее чем за три дня касается случая, когда это происходит постоянно. Что касается периодов времени, в которых заключаются особые достоинства, например, месяца Рамадан, особенно ночей, на которые может выпасть ночь Предопределения (Ляйлят уль-Кадр), либо мест, которые выделены (определённым) достоинством, например, Мекки (для того, кто вошел в неё, не являясь её жителем), то желательно читать Кyр`ан в это время и в этом месте как можно чаще. Это мнение Ахмада, Исхака и других имамов, и указанием на это является практика других (имамов), как мы ранее писали» («Латаиф уль-Маариф», 1/171)

 

Желательность произнесения слов такбира в конце ряда сур

Начиная с суры Ад-Духа (93) и до суры Ан-Нас (114) в конце каждой из этих сур желательно читать слова такбира. Конец суры при этом не соединяют с такбиром, и следует разделить их паузой.

Словами такбира является выражение «Аллаху Акбар», некоторые учёные добавили слова тахлиля (Ля иляха илля Ллах) и тахмида (Ва лиЛлахи ль-Хамд).

К примеру, окончив чтение суры Ад-Духа, читаем такбир, таким образом:

لا اله إلا الله، و الله أكبر، و لله الحمد

«Ля иляха илля Ллах, ваЛлаху Акбар, ва лиЛлах иль-Хамд»

А затем сразу начинаем чтение следующей суры со слов:

بسم الله الرحمن الرحيم

«БисмиЛляхи р-Рахмани р-Рахим»

И так до конца суры Ан-Нас.

Это действие является общепринятой практикой, имеющей степенью таватура, переданной от учёных и имамов по кыраату.

Об этом передаются хадисы – как марфу’, так и маукуф [1].

Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал:

إن تركتَ التكبير فقد تركتَ سنة من سنن نبيك صلى عليه و سلم

«Если ты оставил (произнесение) такбира, то тем самым ты оставил одну из сунн твоего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)» (имам аль-Джазари, «Ан-Нашр фи ль-кираати ль-‘Ашр», 2/415)

 

Наилучшее время для завершения чтения Кур`ана

Желательно завершить чтение Кyр`ана в начале дня или в начале ночи, а читающему в одиночку желательно завершить его во время намаза. И желательно, чтобы это было во время двухракаатного утреннего намаза либо двухракаатного желательного вечернего намаза [2].

Ад-Дарими передал с хорошим иснадом слова Са’да ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах):

إذا وافق ختم القرآن أول الليل صلت عليه الملائكة حتى يصبح، وإذا وافق ختمه آخر الليل صلت عليه الملائكة حتى يمسي

«Если человек завершит чтение Кyр`ана в начале ночи, то ангелы будут молиться за него до утра, а если он завершит его в конце ночи – то до вечера следующего дня».

 

Желательно поститься в день завершения чтения Кур`ана

В день завершения чтения Кyр`ана желательно поститься, это практиковали сподвижники и табиины, если только пост не совпадал с днём, в который шариат запрещает поститься [3].

 

Желательно после завершения чтения Кур`ана заново приступить к чтению

Желательно сразу после полного завершения чтения Кyр`ана заново приступить к чтению, так поступали праведные предшественники.

В качестве довода они руководствовались хадисом Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), в котором говорится:

 قَالَ رَجُلٌ: يَا رَسُولَ اللهِ أَيُّ العَمَلِ أَحَبُّ إِلَى اللهِ؟ قَالَ: الحَالُّ الْمُرْتَحِلُ. قَالَ: وَمَا الحَالُّ الْمُرْتَحِلُ؟ قَالَ: الَّذِي يَضْرِبُ مِنْ أَوَّلِ القُرْآنِ إِلَى آخِرِهِ كُلَّمَا حَلَّ ارْتَحَلَ.

«[Однажды] некий мужчина спросил: “О Посланник Аллаха! Какое деяние Аллах любит больше всего?”.
[Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] ответил: “Остановку путника и отправление его в путь заново”.
[Тот снова] спросил: “А что значит «остановка путника и отправление его в путь заново»?”.
[Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] сказал: “[Это] чтение Кyр`ана от начала до конца, и каждый раз, когда человек останавливается, [завершив его], он отправляется дальше, [начав читать его с начала]”» (Хадис привёл ат-Тирмизи и сказал, что его иснад не сильный)

 

Настоятельно рекомендуется присутствовать там, где завершается полное чтение Кур`ана

Ад-Дарими и Ибн Абу Дауд передали от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) следующее:

أنه كان يجعل رجلا يراقب رجلا يقرأ القرآن، فإذا أراد أن يختم أعلم ابن عباس فيشهد ذلك

«Он (Ибн Аббас) назначал человека наблюдать за тем, кто читает Кyр`ан. Когда читающий собирался завершить полное чтение Кyр`ана, наблюдающий сообщал об этом Ибн Аббасу, и он приходил на это собрание».

 

Дуа после завершения чтения Кур`ана

Настоятельно рекомендуется после завершения Кyр`ана прочитать дуа [4].

Ад-Дарими передал со своей цепочкой передатчиков от Хумайда аль-А’раджа следующий хадис:

من قرأ القرآن ثم دعا أمن على دعائه أربعة آلاف ملك

«Если кто-либо прочитает Кyр`ан, а затем дуа, то четыре тысячи ангелов скажут “амин” вслед за его дуа».

Следует читать общие дуа, например:

اَللَّهُمَّ أَصْلِحْ قُلُوْبَنَا وَأَزِلْ عُيُوْبَنَا وَتَوَّلَنَا بِالْحُسْنَى وَزَيِنَّا بِالتَّقْوَى وَاجْمَعْ لَنَا خَيْرَ الآخِرَةِ وَالْأُوْلَى وَارْزُقْنَا طَاعَتَكَ مَا أَبْقَيْتَنَا

«О Аллах, исправь наши сердца, устрани наши недостатки, даруй нам добро, укрась нас богобоязненностью, объедини для нас благо этого и того света и надели нас подчинением Тебе, пока мы живы».

اللّهُمَّ إِنِّي نَسْأَلُكَ الْهُدَى وَالتُّقَى، وَالْعَفَافَ وَالْغِنَى

«О Аллах, мы просим у Тебя наставления, богобоязненности, целомудрия и богатства».

В книге «Ат-Тибьян» имама ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) приводится ещё несколько примеров дуа, желающий может ознакомиться с ними.

 

[1] Марфу’ – хадис, который является речью Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Маукуф – хадис, который является речью одного из сподвижников (да будет доволен ими Аллах).

[2] «Ат-Тибьян», стр. 82.

[3] «Ат-Тибьян», стр. 181.

[4] «Ат-Тибьян», стр. 183.

 

Абдуль-Азиз аш-Шафии

По материалам: https://darulfikr.ru/

Комментарии Вход