Как ревнует Бог?

18 февраль 2021 1919 0
Режим чтения

Мы часто слышим утверждение, что Бог ревнив. В чём же суть такой ревности и как проявляется ревность Божья? Чем она отличается от ревности людской? Эта тема очень подробно раскрывается в книге «Благонравие праведников», с выдержкой из которой мы предлагаем ознакомиться читателям.

 

Знайте, что ревность – это нежелание соучастия другого в чём бы то ни было.

Известный праведник аш-Шибли (да будет свята его душа) сказал: 

«Ревность бывает двух видов: человеческая ревность к нафсам и божественная ревность к сердцам».

Аш-Шибли (да будет свята его душа) также говорил: 

«Божественная ревность к вздохам человека – это напрасная их трата на что-либо другое, помимо Всевышнего Аллаха».

Говорят: 

«Ревность бывает двух видов: ревность Бога к рабу – нежелание Господа обращения Своего любимого раба к людям. И ревность раба к Богу – посвящение рабом всех своих состояний и каждого вздоха лишь одному Всевышнему. Ревность к Аллаху обязывает раба возвеличивать предписания Творца и очищать свои деяния для Него».

Знайте, что правило Господа по отношению к Своим любимцам (авлия) таково: если в их сердцах займет место что-либо помимо Творца или если они обратят внимание на что-либо другое, помимо Создателя, то Он мешает им в этом. Всевышний ревнует к их сердцам, всецело и искренне обращая их к Себе, освободив их от всего постороннего, что было в них.

Это подобно случаю с пророком Адамом (мир ему). Когда Адам (мир ему) подготовил себя к вечному пребыванию в Раю, Аллах вывел его оттуда.

Подобное же имело место и с пророком Ибрахимом (мир ему), который стал восхищаться своим сыном Исмаилом (мир ему). Всевышний велел ему принести сына в жертву, пока чувство восхищения не покинуло его сердце и его душа не очистилась от этого. А после этого Творец повелел вместо сына принести в жертву барана.

В хадисе говорится ﷺ, что нет никого более ревнивого, чем Аллах. Из-за этой ревности Создатель запретил все непристойности: тайные и явные (имамы аль-Бухари и Муслим).

Пророк Мухаммад ﷺ также сказал: 

«Поистине, Бог ревнив и мусульманин ревнив. Всевышний ревнует, чтобы верующий не совершал то, что Бог ему запретил» (имам Муслим).

Ученые отметили:

«Ревность, о которой говорится в указанных хадисах в описании Всевышнего, не похожа на ту, которая присуща людям. Потому что Богу нельзя приписывать качества, указывающие на недостатки. Качества Аллаха не похожи на качества Его творений. Ревность в качествах Творца означает, что Он удерживает от непристойных поступков, запрещает их и защищает от них. Потому что ревнующему свойственно удерживать объект ревности от непристойного поведения.

Это поясняют следующие слова Пророка ﷺ: «Из-за этой ревности Создатель запретил все непристойности», то есть удержал от них и запретил их. Всевышний сказал (смысл): 

«Скажи, о Пророк: воистину, мой Господь запретил непристойные поступки, будь они явные или тайные» (сура «аль-Араф», аят 33).

Рассказывают от праведника ас-Сарий ас-Сакати (да будет свята его душа), что как-то раз в его присутствии прочитали слова Всевышнего (смысл): «Когда ты, о Пророк, прочитал Кyр`ан, между тобой и теми, кто не верит в вечную жизнь, Мы установили закрывающую их завесу» (сура «аль-Исра», аят 45). Тогда Сарий спросил у сподвижников: «Знаете ли вы, что это за завеса? Это завеса ревности. Нет никого более ревнивого, чем Всевышний Аллах». Смысл слов Сария «это завеса ревности» заключается в том, что Господь сделал неверующих недостойными познания истинности религии (прим. Всевышний не сделал неверующих понимающими истинность религии).

 

Бог очень ревнив

Ревностью Бога объясняется то, что Творец не сделал другого способа Его познания, кроме Своего пути.

Еще говорят, что Аллах, пречист Он, ниспослал Откровение одному из пророков: «У некоего человека есть нужда ко Мне, и у Меня есть к нему нужда. Если он выполнит Мою нужду, то Я выполню его нужду». Этот пророк обратился к Богу: «О Всемогущий Аллах, как может быть у Тебя нужда к кому-либо?!» Тогда Господь ответил (смысл): «Сердце того человека занято другим, помимо Меня. Пусть он освободит своё сердце от этого и Я исполню его нужду».

Один из благочестивых людей рассказал:

«Когда я обходил местность горы Лубнан, вдруг появился один юноша, загоревший от солнца и ветра. Как только его взгляд упал на меня, он стал убегать, желая одиночества. Я сказал ему: «О брат мой, скажи хоть слово наставления, может быть я получу пользу от него». Тогда он быстро повернулся ко мне и сказал: «Будьте осторожны, Аллах очень ревнив. Он не любит видеть в сердце Своего раба что-либо другое, помимо Него».

Духовный наставник Абу Али ад-Даккак (да будет свята его душа) сказал:

«Когда некий бедуин вошёл в мечеть Пророка ﷺ и справил там свою малую нужду, сподвижники поспешили выдворить его. Посланник Божий ﷺ промолвил: «Бедуин поступил непристойно». Сподвижники забеспокоились, им стало тяжко от того, что увидели человека, потерявшего стыдливость.

Также и человеку, познавшему величие Творца, тяжело слушать поминание (зикр), которое совершает человек с беспечностью в сердце. Также как тяжело повиноваться тому, кто поклоняется Творцу, не оказывая Ему при этом должное почтение и учтивость.

 

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева

По материалам: http://islam.ru/

Комментарии Вход