ИСТОЧНИКИ ИСЛАМСКОГО ПРАВА: Единогласное мнение ученых (иджма)

15 сентябрь 2020 1207 0
Режим чтения

Одной из базовых исламских дисциплин считается фикх, регулирующий правовую сферу жизни мусульманской уммы. Как и любая другая шариатская наука, он основывается на Кyр`ане и Пречистой сунне – двух важнейших первоисточниках ислама. При этом фикх базируется и на второстепенных источниках правовой системы мусульман. Одним из них считается иджма – единогласное мнение учёных.

Подтверждение тому, что иджма может служить в качестве довода в правовых вопросах, служит хадис Пророка ﷺ:

«Моя умма не станет объединяться вокруг заблуждения» (Ибн Маджа).

Богословы трактуют эти слова Посланника Аллаха ﷺ как указание на истинность тех решений, которые будут приниматься единогласно всеми алимами.

Впервые иджма была вынесена во второй половине VII века в Медине, где собрались 7 наиболее авторитетных учёных того времени. В частности, они приняли процедуру рассмотрения спорных вопросов. В соответствии с ней, при наличии разногласий необходимо собрать имеющиеся доводы и факты, сравнить их и узнать мнение других верующих, которые обладают теми или иными знаниями. Именно мединские правоведы заложили основу иджмы, которая в дальнейшем стала одним из источников исламского права.

При этом иджма как институт имеет некоторые особенности в различных мазхабах. Маликиты, шафииты и ханбалиты признают лишь решения мединских правоведов. В свою очередь, ханафиты уверены, что иджма может быть принята на любом собрании наиболее авторитетных мусульманских учёных своего времени.

Лишь в ханафитском мазхабе иджма получила развитие и со временем превратилась в правотворческий институт. В других же мазхабах иджма воспринимается как стабильный источник права.

 

Условия принятия

Для того чтобы иджма имела юридическую силу, необходимо соблюсти некоторые условия. Во-первых, она не должна противоречить Благородному Кyр`ану и сунне. Во-вторых, решение должно быть принято абсолютно всеми присутствующими на собрании авторитетными алимами. Если хотя бы один богослов выступит против, то иджма недействительна. В-третьих, иджма должна приниматься наиболее знающими и уважаемыми учёными, которые не были замечены в совершении тяжких грехов.

Кроме того, иджмой признаются лишь те решения, которые были приняты после смерти Заключительно Божьего посланника ﷺ. Это связано с тем, что при жизни Пророка ﷺ в мнении учёных не было необходимости, так как с любым спорным вопросом можно было обратиться к Мухаммаду ﷺ.

 

Виды иджмы

1. Иджма аль-Каули (Произнесённое) – решение, вынесенное авторитетными учёными и высказанное ими вслух в ходе обсуждения.

2. Иджма аль-Амали (Практическое) – решение, которое не было принято на собрании, но оно вытекает из одинаковых решений в схожих ситуациях.

3. Иджма ас-Сукути (Молчаливое) – решение, принятое как минимум одним учёным, но не нашедшее противодействия и порицания со стороны других алимов.

 

По материалам: https://islam.global/

Комментарии Вход