Ид аль-Адха - главный праздник мусульман

20 август 2018 4561 0
Режим чтения

Соте из печени, стейк на углях, телячьи отбивные на гриле, ребрышки, баранина тушеная, плов с говядиной, люля-кебаб, баранина жареная – этими и многими другими блюдами уставлены столы многих мусульман во второй праздник исламского календаря Ид аль-Адха, или Праздник жертвоприношения.

Однако этот праздник имеет гораздо более глубокий духовный и символический смысл, чем чисто внешние проявления трехдневного пиршества мясного изобилия, которое происходит каждый год по окончании хаджа.

 
Превосходство Дня жертвоприношения

День жертвоприношения приходится на 10-й день зуль-хиджа. По-арабски он называется «яум аль-нахр», это название особенно распространено среди хаджи, отмечающих праздник в Саудовской Аравии.

10-й день зуль-хиджа обладает многими достоинствами и является важнейшим днем хаджа.

Передается, что Ибн Умар сказал:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал между джамарат (столбами, символизирующими шайтана) в День Жертвоприношения во время хаджа и сказал: “Это величайший День хаджа”» (Ибн Маджа).

Этот день – величайший день года для всех мусульман мира, независимо от того, совершали они хадж или нет.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

«Величайшим днем пред Аллахом является День Жертвоприношения» (Абу Дауд).

10-е зуль-хиджа – поистине великий день для хаджи, потому что в этот день они совершают множество уникальных и редких благих дел, и это продолжается еще три дня, если из-за столпотворения они не успели завершить их 10-го числа.

Что же это за благие дела? Это бросание камней в джамарат, заклание жертвенного животного, бритье головы мужчинами и подрезание волос женщинами, таваф аль-ифада (особый обход Каабы, который составляет один из главных столпов хаджа), за которым следует ритуал сай (бег между холмами Сава и Марва). И, наконец, после всех этих священных и символических ритуалов паломник совершает гусль и выходит из состояния ихрам, что означает конец всех ограничений, кроме запрета на половые отношения.

Все эти важные ритуалы паломники начинают выполнять 10-го зуль-хиджа и заканчивают утром 13-го зуль-хиджа.

Где бы ни находился мусульманин с 10-го по 13-е зуль-хиджа – в Мекке или где-нибудь еще – для него это совершенно особенные дни поминания и поклонения Всевышнему.

Это дни радости и празднества, на котором все яства и питье благословлены Господом, и одновременно это дни непрестанного восхваления Аллаха.

Пророк сказал:

«День ‘Арафа, день Жертвоприношения и три дня ат-Ташрик`а – это наши дни праздников, о мусульмане, дни еды и питья» (Абу Дауд).

Первой пищей с утра должно быть мясо жертвенного животного

Праздничный намаз в день Ид аль-Адха такой же, как и в праздник Ид аль-Фитр. Рано утром после фаджра семья совершает гусль (полное омовение), наряжается и идет к месту праздничного намаза, читая по дороге такбир.

Однако этот праздник имеет одно отличие, почему и называется величайшим из двух праздников. Это отличие заключается в заклании жертвенного животного после праздничного намаза.

Абдалла ибн Бурайда сказал:

«Пророк (мир ему и благословение) не выходил на молитву Разговения, не поев, и не ел перед выходом на молитву Жертвоприношения, пока не возвращался, после чего ел из своего жертвоприношения» (Тирмизи).

Хотя с Дня жертвоприношения начинаются праздничные дни, когда Пророк (мир ему и благословение) велел пить и есть, сунна Пророка в том, чтобы с утра в этот день ничего не есть ни до, ни после праздничного намаза, а первой пищей, съеденной в этот день, должно быть приготовленное мясо жертвенного животного.

Это значит, что в день Ид аль-Адха тот, кто хочет исполнить сунну Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) касательно этого дня, чтобы получить дополнительную награду, не должен ничего вкушать до тех пор, пока после праздничного намаза не будет принесена жертва и ее мясо приготовлено (обычно раньше всего готовят печень).

Из всех дел в День аль-нахр больше всего Аллах любит жертвоприношение

Чем скорее будет заколото жертвенное животное утром 10-го зуль-хиджа после праздничного намаза, тем больше награда. Однако жертву дозволено принести в любой день 10, 11, 12 и 13 числа месяца зуль-хиджа.

В наше время очень часто можно наблюдать, что люди, в том числе мусульмане, с отвращением отворачиваются при виде крови и сырого мяса, которые часто можно встретить на улицах в дни Ид аль-Адха в мусульманских странах, где ритуал жертвоприношения совершается открыто в общественных местах.

Иногда мусульмане прямо отказываются есть такое мясо, потому что оно якобы как-то не так пахнет или неприятно на вкус. Некоторые идут еще дальше и называют все это напрасной тратой времени, средств и сил.

Да убережет нас Аллах от подобных мыслей и действий!

Искренне верующему ни в коем случае не подобает проявлять такое пренебрежение к ритуалу, совершать который после молитвы нам предписал Сам Господь, причем ритуал этот должен сопровождаться радостью и энтузиазмом.

«Так соверши же молитву Господу твоему и заколи» (Кyр`ан, 108:2).

Употребление мяса в пищу и его раздача

В Кyр`ане Аллах также приказал мусульманам есть мясо от их жертвы и кормить им других:

«Ешьте от них и кормите несчастного бедняка!» (Кyр`ан, 22:28)

«…ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (Кyр`ан, 22:36)

Передано от Аиши, что Пророк (мир ему и благословение) сказал насчет мяса жертвенного животного:

«…ешьте, раздавайте как подаяние и запасайте» (Ан-Насаи).

При жизни Пророка исключение из этого правила было допущено только в один год. Тогда он велел мусульманам хранить мясо жертвенного животного не дольше трех дней, а потом раздать то, что останется, бедным и голодным.

Абис бин Рабиа рассказал, что когда-то он спросил у Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Запрещал ли Пророк есть мясо жертвенных животных более трех дней?» Она ответила: «Он сделал это лишь в год, когда люди голодали, желая, чтобы богатые кормили бедных. Но потом бывало, что мы хранили даже баранью ногу, чтобы съесть через пятнадцать дней. «Почему вы так делали?», — спросил он. Она усмехнулась и сказала: «Не бывало трех дней кряду, когда семья Мухаммада ела досыта пшеничный хлеб с похлебкой, и так до его встречи с Аллахом» (Бухари).

Эти хадисы доказывают, что Пророк поощрял мусульман к тому, чтобы есть мясо, но у него самого в обычной жизни оно нечасто было на столе. Для нас это должно быть уроком того, что употребляя в пищу мясо, нельзя допускать излишеств.

Эти хадисы также свидетельствуют о мудрости распоряжений Пророка (мир ему и благословение), когда в один тяжелый год он велел не беречь мясо жертвенного животного дольше трех дней, а кормить им бедных и нуждающихся.

Он хотел, чтобы в трудное время милостыня и братская любовь помогли страждущим, чтобы в год, когда большая часть общины голодает, пища беспрепятственно распространялась среди мусульман подобно тому, как кровь, проходя через все тело, помогает поддерживать его силы.

Нубайша передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Чтобы каждому досталась доля, мы запретили вам есть мясо жертвенных животных более трех дней. Теперь Аллах даровал вам изобилие. Досыта ешьте жертвенное мясо, отделите часть для себя, часть раздайте, ожидая награду от Аллаха. Знайте, в эти праздничные дни надо вдоволь есть, пить и поминать Аллаха» (Абу Дауд).

Таким образом, мусульманам следует от чистого сердца делиться жертвенным мясом с другими: родными, соседями, малоимущими, нуждающимися. Это усиливает узы любви и братства в общине. Также разрешается хранить мясо в холодильнике для собственного употребления.

Вывод

День жертвоприношения — Ид аль-Адха — мусульмане празднуют 10-го зуль-хиджа. Этот праздник показывает правильное и гуманное отношение к животным, которых Аллах дозволил нам употреблять в пищу. Мы приносим их в жертву ради удовольствия Аллаха в память о жертве, принесенной Пророком Ибрагимом по велению Аллаха, и используем их мясо, кости и шкуры рационально и дозволенным образом, а также делимся ими с другими.

В мире, где люди в отношении к животным впадают в две крайности – либо полностью отказываясь употреблять их мясо в пищу, либо безжалостно убивая их варварскими методами, чтобы воспользоваться ими ради наживы – ислам предлагает самый уравновешенный и целесообразный подход.

Поэтому, подчиняясь заповедям Аллаха и наставлениям Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), насладимся предстоящим Праздником жертвоприношения и посвятим эти три дня поминанию Аллаха во время праздничного намаза и заклания животных, провозглашая Его величие и радуясь завершению великой обязанности хаджа нашими братьями-паломниками в Мекке.

 Садаф Фаруки (Sadaf Farooqi)

По материалам: http://islam.plus/

Комментарии Вход