Государственная служба с точки зрения Ислама

08 сентябрь 2020 3429 0
Режим чтения

Группы фанатиков, считающих остальных неверными, выдвинули идею запрета работать на государственной службе. По их словам, не имеет значения, дозволенная (халал) это работа или нет — если это работа в нынешнем государстве, то она якобы служит куфру. 

Однако на протяжении всей истории Ислама мусульманские ученые постоянно выполняли обязанности «къади» (судей) даже при порочных правителях. Если бы они не делали этого, очень многие положения шариата не соблюдались бы вообще. 

Ученые разделились во мнениях по поводу подобной работы: допустимо это либо недопустимо. 

 

Аргументы первой позиции

Всевышний Аллах, в 55 аяте  суры «Юсуф», сказал: 

قَالَ اجْعَلْنِي عَلَىٰ خَزَائِنِ الْأَرْضِ ۖ إِنِّي حَفِيظٌ عَلِيمٌ

«Он (Юсуф) сказал: «Поставь меня (управляющим) над сокровищницами (твоей) земли, ибо я — знающий хранитель (имею все необходимые навыки, умения и способности)»» (1).

Юсуф (мир ему) сказал правителю-кафиру, что он знает, как сохранить казну и использовать ее, в связи с чем просит назначить его на эту должность. 

Во-первых, Ибн Атийя в своем толковании «Аль-мухаррар аль-уаджиз», пишет: «Из этого аята следует, что хороший человек может служить порочному человеку»

Наш великий соотечественник имам Замахшари говорит: «Передается от Катада: «Это свидетельствует о том, что человек может получить работу от правителя-угнетателя. Праведные предшественники (мусульмане первых трех поколений) получали у угнетателей должности къадиев и считали это допустимым»

Во-вторых, постоянно следует учитывать пользу и вред. Если работа приносит пользу и защищает от вреда многих людей, то ею можно заниматься, кем бы она ни была дана. 

В-третьих, согласно шариату, работник оценивается по его работе. При этом учитывается характер намерения и работы. Если намерение правильное, а работа разрешенная (халаль), этого достаточно. 

 

Аргументы второй позиции

1. В принятии данной кем-либо работы присутствует оказание ему помощи.
2. В принятии данной кем-либо работы присутствует его оправдание. 

Однако, если сравнить эти два утверждения, не останется сомнений в правильности первого из них. И в древности, и сегодня первому принципу следовали и продолжают следовать.

 

Примечание админа

[1] В «Авторском тафсире azan.ru» сказано, что это довод на то, что если человек считает, что он обладает всеми нужными навыками для какой-то работы или должности и будет честно выполнять работу, то рекомендовать себя на эту должность не считается хвастовством или показушничеством.

اجْعَلْنِي عَلَىٰ خَزَائِنِ الْأَرْضِ

«Поставь меня над сокровищницами земли»

Имам Насафи (рахимахуЛлах), сказал: «Он сказал так, чтобы получить возможность установить закон Аллаха, распространить истину и справедливость и получить возможность делать то, ради чего посланы пророки к рабам Аллаха, и потому что знал, что никто другой не сможет это сделать. И он стремился к этому ради Аллаха, а не из-за любви к власти и мирскому» (Насафи, стр. 535)

Имам аль-Куртуби (рахимахуЛлах), говорит: «Некоторые обладатели знания сказали: “В этом аяте содержится дозволение благородному человеку работать на грешника или неверующего правителя, но при условии, что тот предоставит ему возможность нормально работать и не будет ему препятствовать; если же ему придётся делать то, чего захочет грешник либо неверующий, то тогда нельзя”. Некоторые сказали, что это касается исключительно Юсуфа, а в наши дни это решение не действует, но первое мнение более верное, если было соблюдено указанное нами условие» (Куртуби, 11/383)

Имам Насафи (рахимахуЛлах), говорит: «Если пророк или ученый будет знать, что можно вынести решение согласно Шариату или устранить притеснение, только если неверующий или грешный правитель поможет в этом, то он может воспользоваться этим. Другие сказали, что этот правитель во всем придерживался его мнения и не шел против его слов, поэтому следовал за ним» (Насафи, стр. 535) 

Имам аль-Куртуби (рахимахуЛлах), говорит: «Аят указывает, что дозволено наниматься на работу, если человек подходит для нее… И если человек знает, что в какой-то местности только он сможет должным образом выполнить важную общественную и религиозную работу, то ему непременно нужно это сделать и следует занять пост, например, имама в мечети или учителя в медресе» (Куртуби, 11/385)

 

Шейх Мухаммад Садык аль-Ханафи, из книги: «Васатыя — путь жизни», стр. 289-290

По материалам: http://islamdinr.ru/

Комментарии Вход