Эти слова являются искуплением за пустословие на собраниях

14 ноябрь 2022 1195 0
Режим чтения

За каждое произнесённое слово человек будет держать ответ. Человек в Судный день будет отчитываться за всё, что он говорил, в том числе и за те разговоры, которые он вёл на разных собраниях. Под собранием подразумевается беседа двух и более человек вне зависимости от того, слушает их аудитория или нет. На многих собраниях люди занимаются пустословием, произносят запретные слова и прочее.

Человек порой становится невольным участником таких собраний и необдуманно произносит нежелательные и даже запретные слова. Даже за выслушивание криков и пустословия на таких собраниях человеку может записаться грех.

Однако есть категория людей, которые специально создают такие ситуации на собраниях. Они могут кричать и пустословить даже на религиозных собраниях и маджлисах зикра (поминания Всевышнего Аллаха). В этом случае мы должны, проявляя осторожность, отказаться от участия в разговорах. Верующему нельзя поддаваться на такие провокации. Но мы не всегда можем молчать и сохранять хладнокровие.

Если кто-то участвовал в таких собраниях или по неосторожности допустил крики, пустословие и тому подобное, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) научил нас словам, произнесение которых может стать искуплением.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ جَلَسَ في مَجْلِسٍ، فَكَثُرَ فِيهِ لَغَطُهُ فَقَالَ قَبْلَ أَنْ يَقُومَ مِنْ مَجْلِسِهِ ذَلِكَ: سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ، أشْهَدُ أَنْ لاَّ إِلهَ إِلاَّ أَنْتَ، أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إلَيْكَ، إِلاَّ غُفِرَ لَهُ مَا كَانَ في مَجْلِسِهِ ذَلِكَ

«Если человек присутствовал на собрании, где много кричали (вели бесполезные разговоры), но, прежде чем покинуть своё место, сказал:

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ، أشْهَدُ أَنْ لاَّ إِلهَ إِلاَّ أَنْتَ، أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إلَيْكَ

"Субхана-ка, Аллахумма, ва би-хамди-ка, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-ка ва атубу иляй-ка (Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу у Тебя прощения и приношу Тебе своё покаяние)", то ему непременно простится происходившее на собрании, где он присутствовал» (Тирмизи, 3433; Ибн Хиббан 594)

Если человек присутствовал на собрании, на котором из-за криков и шума невозможно было понять, о чём говорили присутствовавшие, или если участники собрания занимались пустыми разговорами, ему следует прочитать эту молитву. По воле Всевышнего эти слова станут для него искуплением за все эти бесполезные разговоры.

От Абу Барза (да будет доволен им Аллах) передаётся следующее:

كَانَ رسول الله صلى الله عليه وسلم يقولُ بأَخَرَةٍ إِذَا أرَادَ أَنْ يَقُومَ مِنَ الْمَجْلِسِ سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وبِحَمْدِكَ، أشْهَدُ أَنْ لا إلهَ إِلاَّ أنتَ أسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إليكَ فَقَالَ رَجُلٌ يَا رسولَ الله، إنَّكَ لَتَقُولُ قَوْلًا مَا كُنْتَ تَقُولُهُ فِيمَا مَضَى قَالَ ذَلِكَ كَفَّارَةٌ لِمَا يَكُونُ في المَجْلِسِ

«Желая покинуть своё место на собрании, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил в конце:

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وبِحَمْدِكَ، أشْهَدُ أَنْ لا إلهَ إِلاَّ أنتَ أسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إليكَ

"Субхана-ка, Аллахумма, ва би-хамди-ка, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-ка ва атубу иляй-ка" (Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу у Тебя прощения и приношу Тебе своё покаяние)".

Один человек сказал: "О Посланник Аллаха, поистине, ты произносишь слова, которых не говорил прежде». В ответ ему Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"Это искупление за то, что случается (пустословие, произнесение запретных слов и тому подобное) на собрании». (Абу Дауд, 4859)

Если человек на каком-то собрании или при встрече с любым человеком сказал что-то лишнее и позволил себе говорить запретное, чтение этой молитвы будет для него искуплением за пустословие, произнесение запретных слов и прочее.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) порицал того, кто покидал собрание, не помянув при этом Всевышнего Аллаха. Такие маджлисы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уподобил собранию скорби по поводу смерти осла, следовательно, в таких собраниях нет ничего хорошего.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَا مِنْ قَوْمٍ يَقُومُونَ مِنْ مَجْلِسٍ لاَ يَذْكُرُونَ الله تَعَالَى فِيهِ ، إِلاَّ قَامُوا عَنْ مِثْل جِيفَةِ حِمَارٍ ، وَكَانَ لَهُمْ حَسْرَةٌ

«Люди, покидающие собрание, на котором они не поминают Аллаха Всевышнего, покидают нечто подобное туше дохлого осла и испытывают из-за этого скорбь»  (Абу Дауд, 4855)

Это порицание Посланника Аллаха касается не только собраний. Даже если человек сядет на какое-то место в одиночестве, то ему желательно поминать Всевышнего Аллаха, когда он покидает это место.

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ قَعَدَ مَقْعَداً لَمْ يَذْكُر اللَّهَ تَعَالى فِيهِ كَانَتْ عَلَيْهِ مِنَ اللَّهِ تِرَةٌ، وَمَنْ اضْطَجَعَ مَضْجَعاً لا يَذْكُرُ اللَّهَ تَعالى فِيهِ كانَتْ عَلَيْهِ مِنَ اللَّهِ تَعالى تِرَةٌ

«Отмщение Всевышнего Аллаха (скорбь и печаль в Судный день) постигнет того, кто усядется где-либо, не помянув Всевышнего Аллаха, как постигнет она и того, кто уляжется где-либо, не помянув Всевышнего Аллаха» (Абу Давуд, 4856)

Эти и подобные хадисы учёные приводят в качестве довода нежелательности, а не категорического запрета на проведение любого собрания без поминания Всевышнего Аллаха.

А что касается печали и скорби в Судный день, то это бывает не только из-за отказа от обязательных или совершения запретных деяний. Возможно, в День Воскрешения человек будет сожалеть о том, что не совершил желательные деяния, которые повысили бы его степень в Ахирате.

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб» пишет об этом следующее:

يكره لمن قعد في مكان أن يفارقه قبل أن يذكر الله تعالى فيه ، لحديث أبي هريرة عن رسول الله صلي الله عليه وسلم

«Тому, кто сел в каком-либо месте, нежелательно покидать его, не помянув Всевышнего Аллаха».

Ислам предписывает верующему очень умеренный и сбалансированный образ жизни. Всевышний побуждает человека на каждом шагу получить награду, не прилагая при этом особых усилий. Поэтому, не забывая об этом, нам следует при любом удобном случае поминать Аллаха как можно чаще.

 

Мухаммад Султанов

По материалам: https://islamdag.ru/ 

Комментарии Вход