Дуа для облегчения затруднений в делах
В жизни каждого человека возникают разные трудности. Эти трудности чаще всего возникают в каждодневных делах и при добывании пропитания. Искренний верующий не отчаивается перед лицом этих трудностей, ибо он осознаёт, что всё происходит по воле Всевышнего.
Эти трудности могут быть испытанием от Всевышнего Аллаха. Как известно, Всевышний больше всех испытывает тех, кого любит, и тех, кто ближе к нему, а тот, кто проявит стойкость, терпение и вынесет эти испытания, получит большое вознаграждение от Него.
Тому, кто попал в затруднительное положение, прежде всего следует прибегнуть за помощью к своему Господу, обратиться к Нему с мольбой. Не подобает верующему просить кого-то из людей исполнения нужды и облегчения затруднений.
Если Всевышний пожелает, трудности раба тотчас же закончатся и его нужды будут исполнены без лишних проблем. А если Аллах предписал своему рабу вынести эти трудности, он не сможет облегчить их себе самостоятельно, как бы ни старался и к кому бы помимо Аллаха ни обратился.
Поэтому человеку, у которого возникли трудности в делах, следует уповать на Всевышнего и не терять надежду на Него. Поистине, трудности и их облегчение даются только по воле Аллаха и по Его предопределению.
Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане сказал:
وَمَنْ يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ ۚ إِنَّ اللَّهَ بَالِغُ أَمْرِهِ ۚ قَدْ جَعَلَ اللَّهُ لِكُلِّ شَيْءٍ قَدْرًا
(смысл): «И тому, кто полагается на Аллаха и доверяется Ему во всём, что его постигает, достаточно Его. Ведь, поистине, Аллах доводит Своё дело до конца относительно всех Своих творений, Он достигает всего, чего пожелает, и никто не может Ему воспрепятствовать» («Сафват ат-тафасир», сура Ат-Таляк: 3)
Ахмад Ас-Сави в своих субкомментариях к книге «Тафсир Аль-Джалалайн», в толковании этого аята пишет следующее:
«То есть того, кто уповал в своих делах на Всевышнего, Он избавляет от того, что его тревожит и беспокоит. Однако если он берётся за устранение причин, это не противоречит упованию на Аллаха, потому что каждому человеку велено заниматься причинами. Но ему не следует полностью опираться на свои действия.
От ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَوْ أَنَّكُمْ تَتَوَكَّلُونَ عَلَى اللهِ حَقَّ تَوَكُّلِهِ لَرَزَقَكُمْ كَمَا يَرْزُقُ الطَّيْرَ، تَغْدُو خِمَاصاً وَتَرُوحُ بِطَاناً
"Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, то получали бы свой удел так же, как получают птицы, которые улетают утром с пустым желудком, а вечером (в конце дня) возвращаются с полным" (Имам Ахмад, 373; Тирмизи, 2344; Ибн Маджах, 4164; Ибн Хиббан, 730)».
Какой бы трудной ни казалась проблема, которую предстоит решить, верующий должен знать, что для Всевышнего Аллаха нет ничего невозможного. Богобоязненность и стремление к довольству Аллаха открывают двери к бесконечным благам. Одним из таких благ является и устранение затруднений.
Поэтому при любых затруднениях верующему следует обращаться у Всевышнему с мольбами. Для этого, как известно, лучше всего подходят те, дуа, которые передаются от Посланника Аллаха ﷺ. Помимо вознесения дуа в этом заключается ещё и следование сунне Пророка ﷺ.
От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اللَّهُمَّ لَا سَهْلَ إِلَّا مَا جَعَلْتَهُ سَهْلًا، وَأَنْتَ تَجْعَلُ الْحَزْنَ سَهْلًا إِذَا شِئْتَ
Аллаһумма, ля саһля илля ма джа‘альта-һу сахлян, ва Анта тадж‘алю-ль-х'азна иза шиъта саһлян
О Аллах, нет ничего лёгкого, за исключением того, что Ты сделал лёгким, и Ты сделаешь твёрдую землю мягкой, если пожелаешь)» (Ибн Ас-Сунни, «‘Амаль аль-явм ва-л-ляйля», 353; Ибн Хиббан, 974)
Также от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
مَا يَمْنَعُ أَحَدَكُمْ إِذَا عَسُرَ عَلَيْهِ أَمْرُ مَعِيشَتِهِ أَنْ يَقُولَ إِذَا خَرَجَ مِنْ بَيْتِهِ: بِسْمِ اللَّهِ عَلَى نَفْسِي وَمَالِي وَدِينِي، اللَّهُمَّ رَضِّنِي بِقَضَائِكَ، وَبَارِكْ لِي فِيمَا قُدِّرَ لِي حَتَّى لَا أُحِبَّ تَعْجِيلَ مَا أَخَّرْتَ، وَلَا تَأْخِيرَ مَا عَجَّلْتَ
«Если кому-либо из вас пропитание достаётся с большим трудом, то что мешает вам говорить при выходе из своего дома:
БисмиЛляhи ‘аля нафси, ва мали, ва дини. Аллаhумма, раззини биказаика, ва барик ли фима куддира ли х'атта ля ух'ибба та‘джиля ма аххарта, ва ля таъхира ма ‘аджжальта
С именем Аллаха надо мной, моим имуществом и моей религией. О Аллах, сделай так, чтобы я довольствовался Твоим предустановлением, и сделай благословенным для меня то, что мне предопределено, чтобы не желал я ускорить то, что Ты отсрочил, и не желал отсрочить то, что Ты ускорил)”?» (Ибн Ас-Сунни, «‘Амаль аль-яум ва-л-ляйля», 350)
Чтение салавата за Пророка ﷺ также считается одним из важных средств облегчения тягот и избавления от всего, что беспокоит человека. Многократное произнесение салавата за Пророка ﷺ избавит верующего от всяких забот и тревог.
От Ат-Туфайля ибн Убайя передаётся, что его отец Убайй ибн Ка’б (да будет доволен им Аллах) сказал:
قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنِّي أُكْثِرُ الصَّلَاةَ عَلَيْكَ فَكَمْ أَجْعَلُ لَكَ مِنْ صَلَاتِي؟ فَقَالَ: مَا شِئْتَ. قَالَ: قُلْتُ: الرُّبُعَ، قَالَ: مَا شِئْتَ فَإِنْ زِدْتَ فَهُوَ خَيْرٌ لَكَ، قُلْتُ: النِّصْفَ، قَالَ: مَا شِئْتَ، فَإِنْ زِدْتَ فَهُوَ خَيْرٌ لَكَ، قَالَ: قُلْتُ: فَالثُّلُثَيْنِ، قَالَ: مَا شِئْتَ، فَإِنْ زِدْتَ فَهُوَ خَيْرٌ لَكَ، قُلْتُ: أَجْعَلُ لَكَ صَلَاتِي كُلَّهَا قَالَ: إِذًا تُكْفَى هَمَّكَ، وَيُغْفَرُ لَكَ ذَنْبُكَ
«Однажды я сказал Пророку ﷺ: “О Посланник Аллаха, поистине, я часто молюсь за тебя (читаю салават), но сколько из моих молитв мне следует посвящать тебе?” Он сказал: “Сколько хочешь”. Я спросил: “Четверть?” Он ответил: “Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше”. Я спросил: “А половину?” Он ответил: “Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше”. Я спросил: “А две трети?” Он ответил: “Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше”. Я сказал: “Тогда я буду молиться только за тебя!” На это он сказал: “В таком случае ты будешь избавлен от всех забот и тебе простятся твои грехи”» (Тирмизи, 2457)
Если у кого-то из верующих возникнут затруднения в делах, пусть он читает салават как можно чаще и обращается с мольбами к Всевышнему Аллаху. Прежде всего для этой цели следует использовать те дуа, которые рекомендовал сам Посланник Аллаха ﷺ.
Муслим Абдулаев
По материалам: https://islamdag.ru/