Дозволенные заклинания (рукйа) и амулеты (тамима)

18 апрель 2020 1855 0
Режим чтения

Рукйа — это заклинание, читаемое на человека для того, чтобы он исцелился от болезни, а также для того, чтобы защитить его от всего дурного, от шайтанов и от насекомых.

Рукйа разрешена по согласному мнению учёных (иджма‘), как упоминает имам ан-Навави (рахимахуЛлах). Ибн Муфлих аль-Ханбали [1] (рахимахуЛлах) считал рукйу желательной, однако при соблюдении следующих пяти условий:

1) Рукйа должна состоять из аятов Кyр`ана или слов поминания Всевышнего Аллаха.

2) Рукйа должна читаться на арабском языке, а не на другом, чтобы исключить вероятность наличия в ней колдовства и неверия (куфр).

Аль-Мазири (рахимахуЛлах) сказал:

«Все рукйи дозволены, если они состоят из аятов Книги Аллаха или слов поминания Его, и они запрещены, если читаются не на арабском языке, или состоят из непонятных слов, потому что в них может содержаться неверие».

3) Рукйа не должна содержать многобожие (ширк) или упоминание о восставших против Всевышнего джиннах.

4) Человек не должен считать, что рукйа приносит пользу сама по себе. На самом деле она лишь причина исцеления, подобно лекарствам, исцеляет же Один лишь Аллах, и именно Он создаёт исцеление, которое приходит к человеку.

5) Имам Малик (рахимахуЛлах) считает, что рукйу должен читать только мусульманин. Нежелательно, чтобы рукйу читал кто-то из людей Писания, потому что всегда существует вероятность того, что в их рукйе будет что-то из того, что они исказили и изменили в своих Писаниях [2].

 

Доказательства того, что рукйа узаконена в исламе, из Кyр`ана и Сунны

Вот некоторые аяты из Кyр`ана, доказывающие это:

«Мы ниспосылаем в Кyр`ане то, что является исцелением и милостью для верующих» (17:82)

«…ищи защиты от изгнанного и побиваемого шайтана у Аллаха» (16:98)

«…и прошу Тебя защитить её и её потомство от шайтана изгнанного и побиваемого» (3:36)

А при лечении сглаза читают аят:

«Поистине, неверующие готовы заставить тебя поскользнуться своими взглядами, когда они слышат Напоминание, и говорят: “Поистине, он — одержимый!”» (68:51)

Что же касается Сунны, то вот несколько хадисов об этом:

Абу Хузама (радиаллаху ‘анху) передаёт, что он сказал: «О Посланник Аллаха! Что ты скажешь о заклинаниях (рукйа), которые мы читаем, лекарствах, которыми мы лечимся и наших упреждающих действиях — отвращают ли они от нас что-нибудь из предопределённого Аллахом?» Он сказал:

«Они относятся к предопределённому Аллахом» (Ахмад; Ибн Маджа; ат-Тирмизи, хороший хадис)

А под упреждающими действиями подразумеваются меры, принимаемые для того, чтобы отвратить от себя что-то нежелательное. Они не противоречат предопределению Всевышнего, потому что эти причины создал Аллах, и именно Он наделил их способность исцелять.

Пророк одобрил действия человека, который лечил ужаленного с помощью чтения суры «Аль-фатиха» в обмен на стадо овец. Так, он сказал ему: «А откуда ты знал, что это рукйа?» И он приказал этому человеку разделить полученное стадо овец между его товарищами, и выделить ему долю (Аль-Бухари)

‘Ауф ибн Малик (радиаллаху ‘анху) передаёт: «Мы читали заклинания во времена невежества, и мы сказали: “О Посланник Аллаха! Что ты думаешь об этом?” Он сказал:

“Прочитайте мне ваши заклинания. Нет ничего страшного в заклинании, которое не содержит многобожия [ширк]”» (Муслим; Абу Давуд)

Джабир (радиаллаху ‘анху) передаёт: «Посланник запретил использовать заклинания, и к нему пришли члены семьи ‘Амра ибн Хазма и сказали: “О Посланник Аллаха! У нас было заклинание для защиты от скорпиона, однако ты запретил использовать заклинания…” Он сказал:

“Прочтите мне его” — а потом сказал: “Я не вижу в нём ничего страшного, и кто из вас может принести пользу брату своему, пусть сделает это”» (Муслим)

‘Аиша (радиаллаху ‘анха) передаёт: «Когда кто-то из членов семьи Посланника Аллаха заболевал, он слегка дул на него, читая при этом защищающие суры. А когда он заболел той болезнью, от которой умер, я стала дуть на него, читая суры, и проводить по его телу его же рукой, потому что в ней больше благодати, чем в моей» (Ахмад; аль-Бухари; Муслим).

Что же касается амулетов (тамима), которые вешают на детей для защиты от сглаза, то они однозначно запрещены — таково согласное мнение учёных. Это подтверждают хадисы. Вот некоторые из них:

Ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Посланник Аллаха , сказал:

« إِنَّ الرُّقَى وَالتَّمَائِمَ وَالتِّوَلَةَ شِرْكٌ »

«Поистине, заклинания, амулеты и туваля — ширк» (Ахмад; Абу Давуд; Ибн Маджа)

Туваля التِّوَلَةَ — это разновидность колдовства. Аль-Асма‘и сказал, что это то, что заставляет мужчину полюбить свою жену. А запрещённые заклинания — это заклинания времён невежества, содержащие в себе ширк и язычество, а также приворот мужа, совершаемый посредством слов, содержащих колдовство и ложь, и использование джиннов, является запретным подобно амулетам, поскольку люди верят, что всё перечисленное действует само по себе, вне зависимости от воли Всевышнего. Если же используются дозволенные слова, и человек понимает, что на всё воля Всевышнего, и то, что он делает, не оказывает воздействия само по себе, тогда это разрешено.

Ибн Рислян сказал:

«Очевидно, что это разрешено — я не знаю в Шариате ничего такого, что делало бы это запретным».

‘Укба ибн ‘Амир (радиаллаху ‘анху) передаёт, что Посланник Аллаха , сказал:

«Кто повесил на себя амулет [3] — тому да не завершит Аллах [исцеление]; кто повесил на себя раковину [4] — тому да не дарует Аллах спокойствия» (Ахмад. Хадис со слабым иснадом; Ат-Табарани. С надежными передатчиками).

Приведённые хадисы указывают на то, что амулеты и другие подобные вещи представляют собой разновидность ширка и деяния времён невежества [5].

 

Примечание:

[1] Ан-Навави. «Шарх сахих Муслим 2. Т. 14. С. 169.

[2] «Нейль аль-автар». Т. 8. С. 549.

[3] Амулет (тамима) — это слово происходит от корня тамма, значение которого ‘совершенство, завершение’. По мнению Ибн Фариса, составителя словаря «Макайис аль-люга», этот предмет был назван так, поскольку его считали объектом полного, совершенного исцеления. Отсюда и игра слов, которую невозможно передать в переводе.

[4] У арабов также была традиция вешать на шею детям морскую раковину, якобы предохраняющую от сглаза. Само слово «раковина», а в оригинале — вада‘а, происходит от глагола вада‘а, означающего ‘оставлять, быть спокойным, удостовериться’. Здесь снова имеет место игра слов.

[5] Ибн ‘Абидин. «Радд аль-мухтар». Т. 5. С. 232; Аль-Багави. «Шарх ас-сунна». Т. 12. С. 152; «Кашшаф аль-кана‘». Т. 2. С. 77.

 

Шейх Вахба ибн Мустафа аз-Зухейли, из книги: «Мусульманская семья в современном мире», стр. 169-173

По материалам: http://islamdinr.ru/

Комментарии Вход