Что означает имя Бога «Ас-Салям»

22 июль 2019 1696 0
Режим чтения

Следующим именем Всевышнего является имя «Ас-Салям» – Пречистый. Посмотрим смысл аята, в котором упоминается это имя:

هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ

(смысл): «Он – Аллах, нет бога, кроме Него. Он – Властелин всех созданий, Пресвят и Пречист» (сура Аль-Хашр:23)

Имя Всевышнего «Ас-Салям» имеет несколько значений.

«Ас-Салям» – это тот, чья сущность, имена, эпитеты и действия пречисты, которому не присущи какие-либо изъяны и недостатки, свойственные творениям. Жизнь Всевышнего вечна, Его не одолевает смерть, сон, дремота, болезнь, бессилие и немощность.

Всевышний в Кyр`ане говорит:

اللّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ لاَ تَأْخُذُهُ سِنَةٌ وَلاَ نَوْمٌ

(смысл): «Аллах – нет Бога кроме Него, Он Живой, Сущий. То есть Он Аллах Всевышний, Единый, Единственный, Самодостаточный (ни в чём не нуждающийся), Извечный и вечно Живой и который никогда не умрёт, управляет делами всех созданий, заботясь, защищая и устраивая их дела. Не берёт Его ни дремота, ни сон. То есть Его не берёт дремота и сон – нет божества, кроме Него, вечно живого, вечно сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон» (сура Аль-Бакара: 255)

Всевышний Аллах пречист от изнеможения, слабости и утомления – напротив того, как описывают Создателя иудеи, ибо они утверждают, что Творец устал при создании небес и земли и на седьмой день отдохнул.

Всевышний в Кyр`ане отвечает на это следующим образом:

وَلَقَدْ خَلَقْنَا السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ وَمَا مَسَّنَا مِن لُّغُوبٍ

(смысл): «Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, за шесть дней, и Нас ничуть не коснулась усталость» (сура Аль-Каф: 38)

Более того, Всевышний в другом аяте дополняет, что как только Он пожелает, то сразу создаётся желаемое.

Также знание Всевышнего Аллаха пречисто от незнания, невежества, сомнения, колебания. Знание Всевышнего вечно, то есть ему не предшествовало незнание, как это принято у человека. Человек изначально не ведает, а в дальнейшем познаёт.

Знания Аллаха абсолютны, полноценны, совершенны, соответствуют истине, действительности. И нет никакого упущения в Его знаниях. Прошлое, настоящее и будущее, близкое и далекое – всё это Создателю одинаково известно.

Всевышний в Кyр`ане говорит:

سَوَاء مِّنكُم مَّنْ أَسَرَّ الْقَوْلَ وَمَن جَهَرَ بِهِ وَمَنْ هُوَ مُسْتَخْفٍ بِاللَّيْلِ وَسَارِبٌ بِالنَّهَارِ

 (смысл): «Скрываете вы свои речи или произносите их вслух, прячетесь вы ночью или открыто передвигаетесь днём – все вы равны перед Аллахом» (сура Ар-Ра‘д: 10)

То есть Творец ведает обо всём.

Речь Всевышнего Аллаха пречиста от лжи и несправедливости. Аят Священного Кyр`ана гласит:

وَتَمَّتْ كَلِمَتُ رَبِّكَ صِدْقًا وَعَدْلاً

 (смысл): «Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо» (сура Аль-Ан‘ам: 115)

То есть правдиво в известиях, справедливо в вынесении решений. И поэтому шариат и Кyр`ан содержит в себе много мудрости и знания, тайн и великих смыслов, которые несут в себе наставление и благо для человечества.

Власть Всевышнего также пречиста от чьего-либо соперничества, противостояния и соучастия. Власть Аллаха единолична и абсолютна, без участия в ней кого-либо.

Решения Создателя пречисты от притеснения и несправедливости. Ведь поэтому Аллах сказал в хадисе аль-Кудсий:

يَا عِبَادي ، إنِّي حَرَّمْتُ الظُلْمَ عَلَى نَفْسي وَجَعَلْتُهُ بيْنَكم مُحَرَّماً فَلا تَظَالَمُوا

«О рабы Мои, Я запретил Себе несправедливость и делаю её запретной для вас, так не притесняйте же друг друга» (Муслим, 2577)

Обратите внимание, как Всевышний Аллах велит нам не притеснять друг друга, также Он велит нам воспитывать детей в этом духе.

Всевышний Аллах пречист в Своих действиях, пречист в том, что Он дарует, в том, что запрещает, и в том, в чём отказывает. Отказ Создателя не означает Его скупость или же низость. Совсем нет. В этом кроется мудрость, о которой ведает лишь Творец.

Есть те, кому подобает богатство, а есть те, кому подобает быть бедным. Точно так же, как кому-то подходит быть в здравии, а кому-то – пребывать в болезни, одному – быть в одном состоянии, а другому – в другом положении. Всевышний лучше знает, кому что пригоднее.

اللّهُ يَبْسُطُ الرِّزْقَ لِمَنْ يَشَاء وَيَقَدِرُ

(смысл): «Аллах увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает» (сура Ар-Ра‘д: 26)

Все качества Аллаха пречисты от малейшего сходства, подобия, сравнения с творениями. Так как качества творений не совершенны, они имеют изъяны и дефекты, что является неподобающим в отношении Всевышнего Аллаха. Он пречист от какого-либо недостатка.

Также Творец призывает уверовавших приветствовать друг друга именем «Ас-Салям». Всевышний Аллах в Кyр`ане говорит:

تَحِيَّتُهُمْ يَوْمَ يَلْقَوْنَهُ سَلَامٌ

 (смысл): «В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: "Салям (Мир)!"» (сура Аль-Ахзаб)

В другом аяте говорится:

فَإِذَا دَخَلْتُم بُيُوتًا فَسَلِّمُوا عَلَى أَنفُسِكُمْ

 (смысл): «Когда вы входите в какой-либо дом, то приветствуйте самих себя» (сура Ан-Нур: 61)

То есть когда в доме нет никого, говорите:

السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين

«Мир нам и всем праведным рабам».

Так Аллах побуждает нас приветствовать самих себя, своих братьев и внушил для этого приветствия слово «Ас-Салям», которое является одним из имён Творца.

«Ас-Салям» – оберегающий, дарующий безопасность, защиту, спасение и мир. Ведь в жизни периодически наступали времена мира и согласия. Всевышний – тот, кто является Спасителем, от него исходит спасение, как об этом нам поведал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха):

اللَّهُمَّ أنْتَ السَّلامُ وَمِنْكَ السَّلامُ، تَبارَكْتَ يا ذَا الجَلالِ وَالإِكْرامِ‏

«О Аллах, Ты – Спаситель, и от Тебя исходит спасение, благословен Ты, о Обладатель величия и почёта» (Муслим, 591; Абу Дауд, 1513; Тирмизи, 300)

Всевышний оберегает Своих рабов. Есть множество аятов Кyр`ана и исторических фактов, свидетельствующих об этом. Может возникнуть вопрос, ведь уверовавших постигают разного вида беды и несчастья. Как это сопоставить?

Всевышний вкладывает в сердца верующих стойкость, спокойствие и веру, посредством которых они воспринимают все беды как очередное испытание от Создателя и понимают, что в этом кроется мудрость.

Возьмём, к примеру, сподвижника Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Са‘да бин Абу Вакаса (да будет доволен им Аллах). Он был настолько приближен к Всевышнему, что на его мольбы не было отказа.

Однако он был слеп. Ему сказали: «Взмолись ко Всевышнему, дабы Он вернул тебе зрение», на что он ответил: «Клянусь Аллахом, моё довольство решением Аллаха в отношении меня (то есть слепота) милее для меня, предпочтительнее, нежели быть таким, как я желаю (то есть зрячим)». То есть то, что предопределил для меня Создатель, лучше того, о чём я мечтаю.

В общем, имя Аллаха «Ас-Салям» заключает в себе совершенство в именах, эпитетах, в которых отсутствуют упущения и недостатки.

Хвала Всевышнему за то, что ознакомил нас, Своих рабов, с этими именами, качествами, за то, что призывает нас поминать, восхвалять, благодарить Его. Также Хвала Создателю за то, что мы находимся в богослужении, произнося эти буквы и слова, заучивая их, понимая их смысл, и благодаря которым мы совершаем свои поклонения и мольбы более искренне и осознанно.

О Аллах, Ты – Спаситель, и от Тебя исходит спасение, благословен Ты, о Обладатель величия и почёта.

 

Магомедрасул Магомедов

По материалам: http://islamdag.ru/

Комментарии Вход