Бизнес, который не обанкротится

17 ноябрь 2021 1507 0
Режим чтения

Всевышний Аллах (Пречист Он и Возвышен) в Кyр`ане сказал:

إِنَّ الَّذِينَ يَتْلُونَ كِتَابَ اللَّهِ وَأَقَامُوا الصَّلَاةَ وَأَنْفَقُوا مِمَّا رَزَقْنَاهُمْ سِرًّا وَعَلَانِيَةً يَرْجُونَ تِجَارَةً لَنْ تَبُورَ

«Поистине, читающие Книгу Аллаха, (полноценно) выполняющие намаз и расходующие из того, чем Мы их наделили, — тайно и открыто — надеются на сделку, которая не принесет (им) убытка» (35:29).

Или скажем так, заняться таким бизнесом, который окажется успешным, который обязательно принесет прибыль. Когда мы говорим «прибыль» или «успешный бизнес», то, безусловно, для мусульманина это может означать только одно – это его нахождение в милости Всевышнего Аллаха в обоих мирах. Ну и последняя конечная точка мусульманина, где он себя позиционирует – это, конечно же, джаннат (рай). А рай сотворен Всевышним Аллахом для своих рабов, которые выполняли требования Кyр`ана. На самом деле в каждом аяте, в каждой букве Кyр`ана очень много милостей. Абу Ханифа (да помилует его Аллах) говорил, что человеку, в принципе, свойственно найти божественный почерк во всем, что его окружает. Посмотрев на то, как этот мир устроен, человек в итоге нашел бы в этом Всевышнего Аллаха. Но большой милостью как раз таки является то, что Всевышний Аллах дал нам Кyр`ан, а еще большей милостью то, что Он послал нам Своего посланника, который разъяснил нам все предписания и запреты Всевышнего Аллаха.

Дальше Всевышний Аллах говорит:

لِيُوَفِّيَهُمْ أُجُورَهُمْ وَيَزِيدَهُمْ مِنْ فَضْلِهِ

«Что Он вознаградит их сполна и добавит им сверху от Своих благ» (35:30).

То есть нам будет дано все, что мы пожелаем и еще сверх этого. И кто же может претендовать на это? Аллах говорит в предыдущем аяте о качествах человека, которыми он должен обладать:

 

1) Читающие Книгу Аллаха

Чтение Кyр`ана это не значит просто его декламирование. Прежде всего, это:

- проникновение смыслом во время чтения;

- применение всего прочитанного в своих деяниях.

 

2) Выполняющие намаз

Имеется в виду, все виды поклонения, которые выполняются телом. Мы знаем, что поклонения имеют  следующие виды:

- поклонения, выполняемые телом. Например, намаз и пост;

- поклонения, совершаемые имуществом. Например, закят и садака;

- поклонения, совершаемые как телом, так и имуществом. Например, хадж.

Здесь указывается намаз, именно по тому, что из всех видов поклонений, выполняемые телом, намаз является самым лучшим.

 

3) Расходующие из того, чем Мы их наделили

Это и закят, это и садака. Вообще все то, что связано с нашим имуществом.

Вот те самые, кто может надеяться на ту самую милость Аллаха, которую Он даст и плюс сверху, как говорится, бонус. Но, к сожалению, сегодня сложилось все так, что взгляд человека направлен не совсем в правильном направлении. Очень мало совершается для того, чтобы стать в ряд с теми, о ком Аллах говорит в вышеприведенном аяте. И очень много совершается  ради мирских благ, которые могут оборваться в любой момент. Аллах говорит в Кyр`ане:

قُلْ مَتَاعُ الدُّنْيَا قَلِيلٌ وَالْآخِرَةُ خَيْرٌ لِمَنِ اتَّقَىٰ

«Скажи (им): «Удовольствия земной жизни быстротечны, а вечная жизнь лучше для богобоязненного (верующего)» (4:77).

То есть, Аллах говорит, что эта дунья быстротечна, поэтому не тратьте много сил для нее, мы же уделяем максимум сил этому. А здесь Он говрит, что для того, чтобы получить все, что пожелаешь и еще больше, тебе следует делать то, что указано в аяте, но именно для этого мы уделяем очень мало своих сил и средств. Это, во-первых странно, а во-вторых не совсем разумно. Например, когда мы ругаем детей «вот зачем эти мультфильмы целый день смотреть, лучше поучи уроки, они тебе помогут в будущем получить все, что ты захочешь. Ты сможешь поступить в университет, а затем и устроиться на хорошую работу, где тебе будут прилично платить». А наш ребёнок нам в ответ с ухмылкой скажет: « хорошо я буду смотреть мультфильмы, 10 часов, а заниматься учебой один час. Этого мне хватит». И что мы почувствуем? У нас будет, мягко говоря, злость в отношении этого поступка нашего ребенка. Точно так же, получается здесь. Пропорция должна быть обратная.

Однажды к одному бизнесмену, у которого был свой магазин, зашел большой учёный, и хозяин магазина спросил:

- Скажите, пожалуйста, самый короткий путь, чтоб я сильно не усердствовал и сразу попал в рай. Ученый, посмотрев на него, а потом на магазин, принялся задавать вопросы: «Хороший магазин, какая у тебя тут аренда? С чего начинал?  Сколько ты шел к этому? Тогда торговец рассказал, как он начинал с лавочки на базаре, затем расширялся, преодолевал много трудностей, а затем я открыл этот большой магазин. И добился всего этого я за 30 лет тяжелой и усердной работы. Тогда ученый сказал:

- Разве ты не знаешь, что Аллах сказал, что этот мир быстротечен, тогда как ахират вечен? Человек должен распределять свои способности, силы и свое время рационально. Аллах обещает неисчисляемые милости за стремление к ахирату. Ты просишь меня показать тебе легкий путь к несметным благам рая, в то время когда ты тратишь целых 30 лет для достижения мирских благ. Если ты для мирского столько времени и сил потратил, то сколько нужно потратить для вечной жизни? Это подобно тому, если к тебе придет человек с улицы и спросит о том, как ему можно за один день открыть такой же магазин. Каким будет твой ответ?

То же самое сегодня происходит и у нас, то есть, мы хотим очень много, но готовы уделять этому очень мало. Поэтому нам необходимо еще раз переоценить и переосмыслить и подумать над тем, что для нас действительно является ценным. Этот мир  - наше временное пристанище. И нам надо стараться постоянно думать об ахирате. Когда все очень красиво выглядит, мы думаем что это наша основная цель, но на самом деле, это просто ловушка, которая нас заманивает.

Как то, спросили одного упитанного человека:

- Какой из приказов Аллаха и какое дуа тебе любимы? Он ответил:

- Приказ Аллаха, который я люблю выполнять это -

«Ешьте и пейте из того, чем наделил вас Аллах» (2:60).

А мое любимое дуа это -

«О Аллах, Господь наш! Низведи нам трапезу с небес» (5:114).

Здесь мы видим, что человек посредством Кyр`ана стремится получить земные блага. В то время когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил рай, просил защиту от огня, просил искренности, чтобы приблизиться к всевышнему Аллаху. Он не просил для себя ни караванов, ни дворцов, ни серебра и ни золота.  

Как то, в старину один царь позвал к себе  человека, который занимается перевозкой на ослах. Ему было сказано «проси все, что захочешь». На что тот попросил себе осла. Ему было сказано «проси» больше. Он попросил «два осла». И так до десяти.

Точно также и с нами. Нам Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  сказал, что мы можем просить у Аллаха все, что нам угодно, а мы, придя к Царю всех царей, просим ослов для себя. Пусть это будет 10 ил 20, в то время когда мы можем попросить и скакунов, и последний майбах или ламборгини. То есть у нас есть возможность просить больше, чем то, что нам кажется ценным. Это и есть успешный бизнес. Поэтому наши дуа должны быть направлены на ахират, а не на дунью. Наши дуа должны быть такими искренними,  подобны тем, когда мы просим исцеления для своего больного ребенка. Ведь часто эта искренность появляется только тогда, когда на нас через мирское что-то влияет.

Шайтан очень часто и искусно искушает человека мирскими благами. Он говорит «смотри, если ты попросишь у Аллаха миллион долларов, ты ведь сможешь в дальнейшем их потратить во имя Его довольства». А когда этот миллион попадает в руки человека, шайтан говорит «разве ты не видишь сколько благ тебе дал Аллах, горы, океаны, езжай и путешествуй, наслаждайся тем, что тебе дано Аллахом», а некоторым шайтан может сказать «ну хорошо, раздашь ты эти деньги, а ведь сколько нуждающихся, подумай. Подумай ведь если ты их инвестируешь, можешь еще больше получить и тем самым помочь большему количеству нуждающихся». И так до тех пор, пока человек не погрязнет в «беготне» за мирским. Шайтан говорит «сильно не утруждай себя, ты ведь не воруешь, не пьёшь и не делаешь никому плохого, тебе прямая дорога в рай, ведь Аллах – Милостивый и Милосердный». Да, но на самом деле если бы все было так легко, то нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха), которому были прощены все ошибки прошлого и будущего не было бы приказано совершать намаз, поститься, выплачивать закат и тому подобное.  Несмотря на то, что ему (мир ему и благословение Аллаха) «забронировано» место в раю, он продолжал выполнять приказы Аллаха и постоянно искал Его довольства. Раз Аллах приказал своему рабу, которому все простил, молиться, просить, усердствовать на пути Всевышнего, то же самое должны и мы. Приложить максимум усилий на пути Всевышнего Аллаха.

Всевышний Аллах в Кyр`ане говорит:

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَاجَرُوا وَجَاهَدُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ أُولَٰئِكَ يَرْجُونَ رَحْمَتَ اللَّهِ

«Поистине, верующие, переселившиеся  и усердствующие на пути Аллаха, надеются на милость Аллаха» (2:218). 

То есть, чтобы обрести такой бизнес, который никогда не приведет к банкротству, и достичь самого большого достатка, самой большой пользы, самых больших дивидендов надо делать три простые вещи:

- Уверовать в Аллаха;

- «Переселиться» от греховных дел к благим;

- Усердствовать на пути Аллаха.

Но вот это усердие - «муджахада», стремление и готовность чем-то пожертвовать на пути Аллаха, чтобы приблизиться к Нему, она, к сожалению, сегодня у нас не на достаточном уровне. Соответственно нам следует над этим очень  упорно и долго работать.

Знайте, что самый простой способ осуществить это, получить довольство и любовь Всевышнего Аллаха - это следовать сунне нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха).  Что он делал, он молился, постился, раздавал милостыню, ну и не забывал и о мирском. Ведь все его мирские дела, ни в коей мере, не занимали в его жизни главного места. То есть, он (мир ему и благословение Аллаха) совершает намаз, затем идет и совершает какие-то сделки, после возвращается и делает зикр, восхваляет Аллаха и совершает дополнительные поклонения. А у нас же получается так, мы все в деле, где-то бегаем, затем на пять минут прибежали, совершили фард намаз, порой оставляя сунну, затем возвращаемся снова к своим мирским делам.

Если на первом этапе очень сложно занять свое время поклонениями, поэтому, если днем нет времени, можно начать с того, чтобы хотя бы ночью, какое-то время посвятить поклонению.

Почему когда дело касается мирского, то наше стремление не знает границ, мы не говорим «у меня есть в деревне дом, все, мне этого достаточно». Нет же, мы хотим, чтобы у нас была квартира в центре столицы и мы делаем все, что требуется для достижения этой цели. А когда дело касается ахирата, то мы говорим «я ведь совершаю намаз, выплачиваю закят, держу пост, этого достаточно». То есть, тут уже у нас есть предел. А должно быть в точности наоборот. Ограничитель должен быть в мирских делах. Все усердие и стремление должны быть направлены на достижения вечного богатства. Это и есть верная сделка для успешного бизнесмена.

Стремление и усердие на пути Аллаха – залог успешной торговли с Аллахом. Всевышний Аллах говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا هَلْ أَدُلُّكُمْ عَلَىٰ تِجَارَةٍ تُنْجِيكُمْ مِنْ عَذَابٍ أَلِيمٍ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَتُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ بِأَمْوَالِكُمْ وَأَنْفُسِكُمْ ۚ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ يَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَيُدْخِلْكُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِنْ تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ وَمَسَاكِنَ طَيِّبَةً فِي جَنَّاتِ عَدْنٍ ۚ ذَٰلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ وَأُخْرَىٰ تُحِبُّونَهَا

«О, верующие! Указать вам на торговую сделку, которая спасет вас от болезненного наказания? Верьте в Аллаха и Его Посланника и усердствуйте на пути Аллаха своим имуществом и своей жизнью. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали.» (2:201).

 

Максатбек Каиргалиев - Главный редактор русской версии сайта Muslim.kz, устаз Республиканской мечети "Хазрет Султан"

Источник: Специально для Muslim.kz

Комментарии Вход