6 случаев, когда хула дозволена

03 май 2019 1559 0
Режим чтения

Порицание людей, хула – является очень мерзким и отвратительным поступком. Как поведал нам об этом Посланник Божий :

«Хула (гиба) – это упоминание тобой человека словом, которое ему не нравится».

Однако, есть ситуации, когда дозволено порицать кого-то и это не будет считаться грехом.

 

Первая ситуация касается притеснителя. Важным моментом является, чтобы притеснение было фактом, а не просто людским домыслом, иначе мы совершим клевету, что намного хуже хулы. Если притеснение исходит со стороны тех, кто наделён властными полномочиями, разрешается обращаться к вышестоящим инстанциям, информируя их о притеснении.

Вторая ситуация, когда, рассказывая о ком-то, мы содействуем в его исправлении. Ключевым моментом в данной ситуации является наличие намерения помочь человеку, чтобы он оставил какой-либо грех, чтобы исправить человека в лучшую сторону.

Однажды сподвижник Умар пришёл к Усману и поприветствовал его, но Усман не ответил и промолчал. Умар отправился к Абубакру и рассказал о случившемся. После этого Абубакр отравился к Усману чтобы примирить их. Да будет доволен ими всеми Аллах! (Передал имам Ахмад).

Важно заметить, что намерение Умара ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ было исправить Усмана ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ, чтобы они примерились. Если же подобное намерение не присутствует, тогда такой поступок будет считаться хулой со всеми вытекающими последствиями.

Третья ситуация, когда муфтия, имама или же судью просят вынести шариатское решение на счёт притеснения со стороны кого-либо. К примеру, если жена жалуется имаму на своего мужа, на то, что он не обеспечивает её, или кто-либо жалуется на соседа, на односельчанина в том, что он несправедливо обошёлся с ним и т.п. В таком случае разрешается озвучить имя человека и рассказать о его действиях.

Передаётся от Хинд бинт Утбат, что она обратилась к Пророку  со словами: «Абу Суфьян очень жадный человек, он не даёт должное мне и моему сыну, могу ли я взять своё без его ведома?» 

Пророк  ответил: 

«Возьми то, что полагается тебе и твоему сыну» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Обратите внимание: Хинд озвучила имя человека и рассказала о притеснении с его стороны, но Посланник Господа  не запретил ей этого, так как целью женщины было получение шариатского решения.

Четвёртая ситуация, когда предостерегают от чьего-либо зла, заблуждения, притеснения и т.д. К примеру, увидев, что ваш знакомый подружился с заблудшим нововеденцем, или, устраивается на работу к несправедливому работодателю, или же заключает сделку с аферистами и т.п. В таких ситуациях дозволяется рассказать об их деятельности и бесчинстве.

Пятая ситуация, когда человек известен под каким-либо псевдонимом, прозвищем, указывающим на его недостаток, примеру слепой Али, низкий Наиль, хромой Фарид и т.п. Называя так, не должна присутствовать цель умалить достоинство личности. Также если этого человека узнают и по имени, тогда лучше озвучивать только его имя без прозвища.

Шестая ситуация, когда человек известный грешник. К примеру, если человек прилюдно распивает спиртное, то называть его алкашом и говорит о его распитии, не будет хулой, с условием что его это никак не волнует. Или же человек ворует и при этом не скрывает что он вор, в таком случае тоже называть его по «профессии» и говорить о его воровстве не будет хулой. 

Пророк  изрёк: «Тот, кто скинул покрывало стыда со своего лица – нет запрета сплетни по отношению к нему» (Абу Шейх).

Следует учесть, что, если грешник пытается скрывать свой грех, в таком случае называть его эпитетом этого греха – будет хулой.

Да защитить нас Господь от порицаний, хулы, и простить тех, кто хулил и порицал нас. Амин.

 

Султан Алигаджиев

По материалам: http://islam.ru/

Комментарии Вход